Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин
Вопрос 1. Как Ж. Б. Ламарк объяснял многообразие видов и приспособленность организмов к конкретным условиям среды?
Ж. Б. Ламарк понимал эволюцию как процесс прогрессивных изменений от одной формы к другой, от простого к сложному. Согласно его идее, все биологические виды , включая человека, произошли от других видов.
Теория Ламарка основывалась на наследовании приобретенных свойств, полезных для данного организма и являющихся приспособлениями к конкретным условиям среды. Он полагал, что определенные органы или системы органов у животных и растений в процессе их жизнедеятельности упражняются и совершенствуются, и эти усовершенствования закрепляются в следующих поколениях.
Вопрос 2. В чем состоят основные положения учения Ч. Дарвина?
Организмы изменчивы. Невозможно найти двух полностью тождественных кроликов, волков, ящериц или иных принадлежащих к одному виду животных или растений. Различия между организмами, хотя бы частично, передаются по наследству. Теоретически при благоприятных условиях любые организмы могут размножиться настолько, что в состоянии заполнить Землю, однако такого не случается, так как многие особи погибают, не успев произвести потомство. Те организмы, которые располагают полезными свойствами, имеют большую вероятность выжить по сравнению с другими.
Выжившие передают эти свойства своему потомству. Следовательно, эти свойства закрепляются в череде последующих поколений.
Вопрос 3. На каких фактах Дарвин основывал доказательства своей теории?
Факты, на которых Дарвин основывал доказательства своей теории:
1) островные растения и животные резко отличаются от близких видов на континенте;
2) близкие виды на разных островах различаются по облику, размерам тела, жизненным привычкам на фоне разнообразных условий их обитания;
3) найдены ископаемые остатки гигантских ленивца и броненосца, существенно превосходивших размерами своих родственников, все еще населяющих Центральную и Южную Америку;
4) сохранение сумчатых и яйцекладущих именно в Австралии, где они оказались в изоляции, а в других местах земного шара вымерли;
5) различия между разными породами одного и того же вида одомашненных животных, которые порой даже более значительны, чем между разными видами диких животных;
6) каждый организм способен продуцировать больше потомков, чем их может выжить, и только ограниченное количество из них выживает и оставляет свое потомство.
Вопрос 4. Какие факты позволяют говорить о борьбе за существование? Как проявляется эта борьба в природе?
Живые организмы стремятся размножиться в геометрической прогрессии и теоретически любой организм может заполнить Землю очень быстро.
Фактически этого никогда не случается, так как жизненные ресурсы ограничены и достаются лишь немногим — тем, кто может одержать победу в борьбе за жизнь, или борьбе за существование.
Внутривидовая борьба за существование проявляется у разных видов, прежде всего, в конкуренции за кормовые ресурсы и полового партнера. Как правило, прямому столкновению особей препятствуют различные приспособления, среди которых следует выделить метки, обозначающие индивидуальный участок: пение певчих птиц, оставление пахучих выделений и т. п. Нарушение границ индивидуального участка нередко сопровождается боями. Реже встречается прямое взаимодействие, например каннибализм.
Межвидовая борьба наиболее ярко проявляется в конкурентных отношениях между видами, занимающими сходную нишу жизни. Типичный пример — взаимоотношения черной и серой крыс. Кроме того, иногда к межвидовой борьбе относят взаимоотношения между хищником и жертвой, паразитом и хозяином.
Причем такого рода взаимодействия, как правило, идут на пользу обоим видам, и чем древнее связь, тем более эффективным является взаимное приспособление и, как следствие, происходит сопряженное эволюционное развитие.
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин