РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НЕЙ
ПАМЯТЬ И ЕЕ ВИДЫ
Вся информация, которую чувствует и воспринимает человек, фиксируется, упорядочивается, сохраняется в его мозге, образуя индивидуальный опыт, и при необходимости используется дальше. Память включает такие процессы: запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение. Виды памяти определяют по таким критериям:
— что запоминается и воспроизводится — память разделяют на двигательную, эмоциональную, образную, словесно-логическую;
— по продолжительности закрепления и сохранения материала — оперативная и долгосрочная;
— как процессы памяти включаются в структуру деятельности, как они связаны с его целями и средствами — память несознательную и сознательную;
— за осознанием содержания материала памяти — смысловая и механическая..
Эмоциональная — это запоминание и воспроизведение своих эмоций и чувств.
Образная — запоминание образов, представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обанятельной, вкусовой.
Словесно-логическая — это наши мысли, понятия, суждения.
Оперативная — быстрое запоминание, немедленное воссоздание и сохранение ненадолго.
Долговременная — длительное сохранение.
Бессознательная — сама по себе.
Сознательная — когда человек ставит цель что-то запомнить.
Смысловая — связана с пониманием запоминаемого.
Механическая — не достигается пониманием заучиваемого материала.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С ПАМЯТЬЮ
1. Обычно, стремясь знать, ставь цель запоминать надолго.
2. Выделяй, соотноси и группируй материал — кто хорошо осознает, тот хорошо запоминает и долго помнит.
3. Если получил задание во вторник, а отвечать нужно в пятницу, не жди четверга — выучи сразу, а накануне только повтори.
4. Заучивай и повторяй небольшие куски еще тогда, как материал начал забываться.
5. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, таблицы, графики, карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше.
6. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, пытайся воссоздать материал, закрыв книгу.
7. Используй приемы мнемотехники . Мнемонические приемы — это своеобразные хитрости, которые облегчают запоминание путем штучных ассоциаций.
Например, последовательность цветов спектра школьники нередко запоминают при помощи фразы «Нарядный пузатый жук съел красочный свежий фрукт», где начальные буквы слов кодируют названия цветов.
8. После математики — учи историю, после физики — литературу: память любит разнообразие.
Полезные советы
— Все, что хочешь помнить, — представляй!
— Имей ввиду: все, что увидел, почувствовал, услышал, — уже запомнилось.
— Легко вспоминается только то, что представил.
— Не думай словами — думай образами.
— Не ругай себя за неудачи, а делай из них выводы.
— Не заучивай уроки, а представляй что-нибудь интересное, что поможет вспомнить нужную информацию.
— Не заучивай стихи куплетами, а только целиком.
— Не бойся забыть, если представил.
— Не повторяй того, что изучаешь, более 4-5 раз подряд, лучше сделай это за 1-3 часа.
Развитие памяти
1. Нужно четко определить цель, задание запоминания .
2. Следует сформировать мотивы до запоминания, приобретение знаний, чувство ответственности. Если человек определенным образом не переживает за дело, неответственно относится к запоминанию, то он быстро забывает.
3. Необходимым условием запоминания есть понимание материала, образование смысловых связей, если они недостаточны. Некачественный материал, как правило, не вызывает интерес и запоминается хуже, чем систематизированный, понятный. Стоит сделать материал прозрачным и привлекательным. Например, чтобы запомнить номер телефона, кодируйте его цифровые значения, группируйте цифры с известных дат, похожих номеров и складывайте смысловой образ.
Каждый человек вырабатывает собственные приемы анализа и ассоциирования для запоминания.
4. Важным условием эффективного запоминания есть благоприятное психологическое состояние для усвоения материала. Плохо воспринимает материал, человек утомленный, раздражительный, угнетенный.
5. Для лучшего запоминания и долгого сохранения повторяйте материал при заучивании. Правильная организация повторений требует соблюдения ряда условий, в частности распределения их во времени. Первые повторения могут быть интенсивнее, поскольку забывание материала сначала происходит быстрее, а позже темп можно замедлить.
Не стоит повторять слишком часто, много раз подряд, поскольку это вызывает торможение и усложняет образование нервных связей. Для успешного повторения материала нужно разнообразить информацию, активизировать познавательную деятельность личности.
6. Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
Упражнения, которые укрепляют наблюдательность и память
1. Внимательно посмотрите на знакомый предмет, потом, закройте глаза, образно представьте его себе в подробностях. Откройте глаза, еще раз посмотрите на него и определите, какие детали вы пропустили.
2. Выученный предмет попробуйте нарисовать по памяти. Потом выясните, что забыли нарисовать.
3. Опишите из памяти черты хорошо знакомого человека. Наблюдая за этим человеком во время встречи, уточните незамеченные вами черты его лица.
4. посмотрите на 7-15 мелких предметов, а потом по памяти опишите их.
5. Попробуйте хорошо рассмотреть предмет в падении. Потом опишите его как можно точнее.
6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней стоит. Потом закройте глаза и представьте образ увиденного в подробностях.
7. Задайте голос и интонацию фразы знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами внимательно снова услышать его. Потом повторите фразу вслух, а во время встречи с этим человеком сравните «оригинал» с имитацией.
Эти упражнения развивают память: образы объекта наблюдения быстро запоминаются и долгое время сохраняются, одновременно усовершенствуется способность представлять, анализировать объект по памяти без особых усилий воли.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ПРАВИЛА РАБОТЫ С НЕЙ