• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Саркастический сказочник

 

Саркастический сказочник

Когда на советского читателя обрушились «Чевенгур» и «Котлован», фантасмагорист Платонов был воспринят как обличитель, еще на рубеже 30-х готовивший пришествие демократии и свободного рынка. Ибо городок Чевенгур, где кучка большевиков объявила вредоносной буржуазностью и труд, и ум, порождающие опасность угнетения, выглядел жесточайшей сатирой на коммунистическую идею.

В «Котловане» же советский проект представал рытьем гигантского котлована для общего дома всех трудящиеся, оставивших частные халупы. Но у подножия будущего дворца крестьяне припрятали целый склад гробов, не надеясь пережить подступающее блаженство…

Землекопы и впрямь к строительству так и не приступают, а отправляются истреблять «зажиточность» в деревню . Но судьбу кулаков и подкулачников, недостойных войти в колхозную Землю обетованную, решает медведь-молотобоец, — только гиперреалистическая точность бытовых деталей в фантасмагорическом действе мешает объявить Платонова прямым наследником Свифта.

В конце концов всех нечистых сплавляют по реке в морскую пучину, но кто-то из них успевает произнести пророческие слова: вы по всей стране уничтожите частное хозяйство, но само-то государство все равно останется частным владением; вы уничтожите нас, другие уничтожат вас — в конце концов в коммунизм войдет один ваш главный человек.

Это фирменное изобретение Платонова: с видом деревенского простачка, начитавшегося советских агиток, ронять косноязычные реплики, исполненные поразительной глубины. Из-за этой сверхвысокой концентрации юродствующей мудрости, из-за этой смеси казенного с простонародным Платонова почти невозможно перевести на другие языки, не знавшие слияния пропагандистского штампа с рабоче-крестьянским образом. Порожденного в свою очередь союзом квазинаучной утопии с народной сказкой.

Ибо для Платонова марксистская утопия была не избыточно, а недостаточно сказочной: она не мечтала даже о воскрешении «сопревших людей», о покорении космоса.

В юности Платонов и не скрывал своей зачарованности марксистской сказкой о пролетариате, чей труд неизбежно породит рай на земле. Его первый стихотворный сборник «Голубая глубина» так и брызжет захлебывающимся энтузиазмом:

Мы усталое солнце потушим, Свет иной во вселенной зажжем, Людям дадим мы железные души, Планеты с пути сметем огнем.

В автобиографии 1922 года двадцатитрехлетний гений писал: «У нас семья была одно время в десять человек, а я — старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду. Кроме поля, деревни, матери, я любил еще паровозы, машины, поющий гудок и потную работу.

Я уже тогда понял, что все делается, а не само родится».

Он и в зрелые годы любил изображать живое как механическое, а механическое как живое, его изначально оскорбляло противопоставление высокого искусства и обыденного труда: «Отлить, выверить и проточить цилиндр для паровоза требует такого же напряжения высших сил человека, как и танец балерины».

Платонов и после неопубликованных «Чевенгура» и «Котлована» полагал, что писатель должен практически трудиться «на стройке наших дней», однако публикация в журнале «Красная новь» повести «Впрок» сделала его имя полузапретным. И ведь жестоких сцен у Платонова куда меньше, чем, скажем, в увенчанной Сталинской премией «Поднятой целине», но — колхозное строительство у Платонова выглядит затеей чудаковатых мечтателей.

И Сталин это раскусил: лучше кровь, чем дурь. На полях «бедняцкой хроники» сохранились сталинские пометки: балбес, пошляк, болван, подлец, мерзавец. Редактор «Красной нови» Фадеев развернул сталинскую лапидарность в статью «Об одной кулацкой хронике»: под маской юродствующего «душевного бедняка» дышит-де звериная кулацкая злоба.

Хотя политическим намеком в повести выглядит только артель бывших героев Гражданской войны, захвативших старинную усадьбу и более никого к себе не допускающих, Фадеев больше возмущался паноптикумом «дурачков и юродивых». Один изобретает электрическое солнце; другой заготавливает крапиву для порки капиталистов; бедняк Филат, вступив в колхоз, умирает от счастья…

Каясь перед коллегами-писателями, Платонов признался, что его художественной идеологией с 1927 года была идеология беспартийного отсталого рабочего, проникнутого буржуазным анархизмом и нигилизмом. Но на самом деле это был народный юмор, народный здравый смысл, не позволяющий себя подмять никакой идеологии.

Тем не менее, обреченный на молчание как прозаик-мыслитель, Платонов в цикле серьезных критических статей о тогдашних западных писателях — Хемингуэе, Олдингтоне, Чапеке — неизменно упрекал их в том, что они не идут к человеку труда. Потому что сам через всю жизнь пронес веру в детскую сказку: владыкой мира будет труд!

Александр Мотельевич Мелихов, Прозаик; кандидат физико-математических наук. Живет в Санкт-Петербурге.


Саркастический сказочник

Другие сочинения по теме:

  1. Самый главный сказочник Ганс Кристиан Андерсен О своей жизни он рассказал в автобиографических очерках «Сказка моей жизни» «Приключения моей жизни». Семья была бедной и ютилась в...
  2. Американский сказочник XX столетия О. Генри Гуманизм, независимая демократичность, внимательность художника к социальным условиям своего времени и юмор преобладают над сатирой, а «утешительный» оптимизм — над...
  3. Какие качества больше всего ценит А. Платонов в человеке? А. Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своем рассказе «Песчаная учительница» Платонов описывает характер молодой учительницы Марии...
  4. От «внешнего» человека к «сокровенному» Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожалению, его удивительная проза,...
  5. Конфликт Платова с властью (рассказ «Впрок») «Впрок» не принадлежит к числу шедевров Платонова, но здесь были зафиксированы две важнейшие черты начавшейся коллективизации — глупость и жестокость....
  6. Вопросы и ответы к творчеству А. П. Платонова 1. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова? В раннем творчестве А. Платонова главная тема — взаимоотношения человека...
  7. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести «Котлован» А. П. Платонова Описание событий в романах и других произведениях А. Платонова совершенно не поддается однозначным оценкам, его трудно приравнять к чему-то уже...
  8. Размышляя над названием романа А. Платонова «Чевенгур» Роман «Чевенгур» — чрезвычайно многоплановое и сложное произведение, вобравшее в себя весьма многое из пережитого и продуманного писателем. Гражданская война,...
  9. Писатель и время После публикации повестей «Ювенильное море», «Котлован» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателями и критикой становится все более очевидным,...
  10. «Грустно существующие люди» Жизнь А. Платонова пришлась на первую половину XX столетия — самое сложное время в истории страны. Признавая жизнь высшей ценностью,...
  11. Из кого состоит череда героев у Платонова? А. Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто услышал в революции не только «музыку», но и отчаянный крик. Он увидел,...
  12. Сочинения по литературе по рассказу Платова «Юшка» А. П. Платонов писал о себе: «…исполняется моя долгая упорная детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и...
  13. Народный календарь Народный календарь С давних времен человек следил за природой, подмечал те или иные явления, отмечал сезонные изменения и подмечал характерные...
  14. Сочинение на тему Необычность языка произведений Платонова Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов — один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для...
  15. Необычность языка произведений Платонова Андрей Платонович Платонов — один из своеобразнейших и загадочных писателей XX века. Его произведения трудны для восприятия неподготовленного читателя. Они...
  16. Библейские мотивы в повести А. Платонова «Котлован» Повесть Андрея Платонова «Котлован» — произведение, наполненное глубоким смыслом и, как айсберг, скрывающее все самые сокровенные мысли глубоко под «вершиной»....
  17. Герои и проблематика одного из произведений А. П. Платонова Андрей Платонов — писатель-философ, которого более всего интересовало изучение духовной эволюции человека, поиски смысла жизни. Можно сказать, что он вслушивался...
  18. Особливості народного характеру в прозі Платова У центрі добутків А. Платонова — повітова напівсільська Росія, завихрена революцією. Герой, що існує на «путівцях революції», — звичайна російська...
  19. Сочинение по произведениям Платова «Сокровенный человек», «Впрок», «Котлован» Все необычно в мире писателя А. Платонова. Его голос звучит слегка приглушенно, печально. Кажется, что это тихий разговор о жизни...
  20. «Джан» — произведение опального писателя Платова Платонов написал Горькому еще раз в 1934 г., приложив к письму рассказ «Мусорный ветер». Горький в ответном письме признавался, что...
« Бедность не порок
Руслан и Людмила краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения