Развитие прогрессивной литературы 30-х годов в США
В 1933 году выходит известный роман Джека Конроя «Обездоленный». Писателю удалось показать рост классового сознания американских рабочих, создать интересное и боевое, хоть и не лишенное недостатков, произведение. Революционные идеи и настроения окрашивают в 30-х годах поэтическое творчество Ленгстона Хьюза и прозу Агнес Смедли. В 1931 году появилась знаменитая. «Автобиография» Линкольна Стеффенса — искреннее описание пути «разгребателя грязи» к коммунистической идеологии. Творчество Альберта Мальца в эти годы свидетельствует о значительном росте писателя. В рассказах из сборника «Такова жизнь» (1938) Мальц показал бедственное положение трудящихся в США, отстаивал человеческое достоинство угнетенных. В 1940 году был опубликован роман Мальца «Глубинный источник», главным героем которого является руководитель рабочих коммунист Принси. Можно было бы назвать и десятки других произведений, обогативших пролетарскую литературу США.
Примечательно также заметное сближение пролетарской и критико-реалистической литератур. М. О. Мендельсон справедливо пишет: «Одна из видных особенностей литературы «голодных тридцатых» заключается как раз в том, что в ту пору наметилось тесное, как никогда, сближение творческих путей выдающихся мастеров американского критического реализма, с одной стороны, и новых писателей, идейно примкнувших к рабочему классу,- с другой». Огромную политическую остроту приобретает публицистика Драйзера. Его книга «Говорят горняки Харлана» (1932) представляет собой документальное свидетельство о жизни рабочего класса, обличает преступления реакции. С 1932 по 1938 год одна за другой выходят социально острые книги Эрскина Колдуэлла. В 1939 году было опубликовано лучшее произведение Стейнбека — роман «Гроздья гнева». Эта замечательная книга является и гневным обличением капиталистических порядков, и призывом к борьбе. По-боевому звучит в эти годы драматургия Лилиан Хеллман. В 1939 году писательница опубликовала пьесу «Лисички», в которой резко обличала капиталистическое стяжательство.
Важной чертой литературы «красных тридцатых» является обостренный интерес к социальной проблематике и к простым людям. В романе «По ту сторону желания» (1932) Шервуд Андерсон обращается к теме борьбы рабочего класса, показывает забастовку на текстильной фабрике.
Всю прогрессивную американскую литературу 30-х годов отличает активный характер. Не только в публицистике, но и в художественных произведениях нередко звучит призыв к действию, к изменению бесчеловечных порядков. Одновременно во многих произведениях разоблачаются происки реакции. Антифашистская тема становится ведущей в творчестве некоторых писателей. В 1935 году Синклер Льюис опубликовал сатирический роман «У нас это невозможно». Эта вещь не лишена недостатков, но писателю удалось убедительно показать, что в Соединенных Штатах существует реальная опасность фашизма. В 1933 году вышел из печати один из лучших романов Фицджералда «Ночь нежна». С гневом и отвращением обрисован в этой книге авантюрист и профессиональный убийца Томми Барбен, в котором без труда можно узнать будущего фашиста. Прогрессивная американская литература 30-х годов анализируется в многочисленных работах литературоведов.
Выход реалистической литературы на новые рубежи с особенной остротой поставил перед прогрессивными писателями Америки и Европы проблему индивидуализма. Анализируя «Очарованную душу», И. Анисимов сделал важное наблюдение, существенное не только для понимания двух первых книг роллановского эпоса и даже не только всего произведения в целом, но имеющее прямое отношение к общей проблематике мировоззрения и творчества таких крупнейших писателей XX века, как Томас Манн, Томас Вулф, Хемингуэй, определивших в значительной мере литературный портрет эпохи: «Если взять произведение в целом, эти две книги составляют несколько затянувшуюся экспозицию… Очевидно, что все значение нового замысла Роллана находилось в прямой зависимости от того, окажется ли Анкета Ривьер способной пойти дальше Кристофа».
«Пойти дальше Кристофа» означает окончательно отказаться от индивидуалистической позиции, то есть разрешить одну из основных, исторически обусловленных социальных проблем в мировой литературе нашего века.
Лучшие писатели мира с большими или меньшими трудностями приходили к выводу, что противостоять мировому злу в одиночку не только невозможно, но и преступно. В этом плане внутренняя связь «Иметь и не иметь» и «Колокола» представляется несомненной, а сдвиг, происшедший в творчестве Хемингуэя от одного романа к другому,- исторически закономерным. Если рассматривать этот сдвиг в самых общих чертах, путь Хемингуэя в разрешении проблемы индивидуализма оказывается сходным с путем Роллана, Манна и других, что и позволяет характеризовать его как типичный для мирового литературного процесса тех лет.
Развитие прогрессивной литературы 30-х годов в США