• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием»

 

Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Поэма — плач А. А. Ахматовой посвящена годам страшного террора в России и его невинным жертвам. Написание этой поэмы имело для поэта жизненно важный смысл. О реальной основе «Реквиема», его цели А. Ахматова рассказала в прозаическом Прологе, названном «Вместо предисловия»: «В тогдашние годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях Ленинградки. Как-то раз кто-то опознал меня.

Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила меня на ухо : — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом». В этой поэме мы видим, как усиливается трагизм, боль поэта за свой народ. В «Реквиеме» звучат разные голоса: поэта, историка, матери.

Они помогают осветить трагедию с разных сторон, пронаблюдать развитие трагического мотива в произведении. Построение поэмы отличается сложностью, фрагментарностью, связанной с особым эмоциональным напряжением. После обширного «Посвящения», раскрывающего адресатов поэмы, следует «Вступление».

Оно, в отличие от «Посвящения», в котором речь идет о женщинах, разлученных с арестованными, обращено непосредственно к тем, кого они оплакивают, то есть к уходящим в лагеря или на расстрел. Здесь же возникает образ Города, но он резко отличается от прежнего ахматовского Петербурга. В нем нет былой красоты и гармоничности. Это город — придаток к гигантской тюрьме: Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И только после «Вступления» начинает звучать конкретная тема «Реквиема» — плач Матери по Сыну.

А. Ахматова придает сцене прощания широкий смысл. Прощаясь с сыном, она имеет в виду не только себя, но и тех, с которыми вскоре сведет ее тюремная очередь. Говоря о «стрелецких женках», воющих под кремлевскими башнями, она тем самым показывает кровавую дорогу, которая тянется из глубины времен в современность. Эта кровавая дорога никогда не прерывалась. А в то время она стала еще более широкой.

Затем в «Реквиеме» неожиданно появляется мелодия, напоминающая колыбельную. Мотив колыбельной, связанный с Доном, подготавливает другой, еще более страшный мотив — безумия, бреда, полной готовности к смерти или самоубийству: Уже безумие крылом Души накрыло половину, И поит огненным вином, И манит в черную долину. Сама трагично возникающая в «Реквиеме» ситуация Матери и казнимого Сына неизбежно соотносилась в сознании А. Ахматовой с евангельским сюжетом. Она расширила рамки поэмы до вселенского общечеловеческого масштаба.

С этой точки зрения стихотворение «Распятие» можно считать философским центром произведения. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. Поэт слышит речь Иисуса , но не слышит голоса Матери. Нет таких слов, которые способны передать ее состояние, ощущение вины, ее бессилие при виде страданий и смерти сына.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. И если Иисусу — смерть, ей — страдания: старость, страх, молитва. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка, и любая мать, теряющая сына, степенью своей боли как бы сближается с ней. И нет спасения.

Постепенно к «Эпилогу» голоса сливаются: голос матери и поэта начинают звучать нераздельно. Эпилог, состоящий из двух частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу «Посвящения» и «Предисловия». Здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже обобщенный, символический: Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх. Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках.

Вторая, заключительная часть, «Эпилога» развивает хорошо известную в русской литературе тему памятника. Но у А. А. Ахматовой она приобретает совершенно необычный, глубоко трагический облик. Никогда еще в русской и мировой литературе не возникало столь необычного образа Памятника Поэту, стоящему, по его желанию, у Тюремной Стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные 30-е годы: А здесь, где стояла я триста часов, И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь. «Реквием» А. Ахматовой — подлинно народное произведение. По мере развития поэмы трагические мотивы углубляются, расширяются, приобретают общечеловеческий масштаб. Поэтому я не согласна с мнением Солженицына о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас — только трагедия матери и сына».

Подобную точку зрения высказывает и Бродский, говоря о том, что «Реквием»- автобиография поэта, а не народная трагедия. Но мне кажется, что эта поэма выразила не только страдание одной матери, но и народную трагедию. Ахматова, продолжая пушкинскую традицию «глаголом жечь сердца людей», уже в эпиграфе открыто заявляет о своей позиции, о своей главной роли в жизни — роли поэта, который разделил со своим народом трагедию страны.



Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием»

Другие сочинения по теме:

  1. Образ матери — страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» Года сталинских репрессий были ужасным периодом в жизни советского народа: миллионы лучших людей объявлялись «врагами народа», исчезали безследно, попали в...
  2. Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма «Реквием» имеет реальную основу: два года Ахматова стояла в тюремных очередях. В 1935 году был арестован ее сын Лев,...
  3. Образ матери в поэме Анны Ахматовой «Реквием» «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад». Анна Ахматова. Я поворачиваюсь взглядом к урокам, посвященным творчеству русского поэта Анне...
  4. Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой «Реквием»; и в поэме А. Твардовского «По праву памяти» На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  5. Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Имя Анны Аматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. И действительно, большинство ее стихотворений, особенно раннего периода, связаны с...
  6. Художественные средства выражения в поэме «Реквием» А. Ахматовой Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В 30-е...
  7. Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» «А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы не единого удара Не отклонили от себя…» А. Ахматова У...
  8. Анализ стихотворения Ахматовой Реквием На долю русской поэтессы Анны Ахматовой выпали нелегкие испытания. Ее поэма «Реквием» посвящена тяжелым для страны годам сталинских репрессий, когда...
  9. Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Андреевна Ахматова — великая русская поэтесса, талантливая женщина, на долю которой выпали тяжкие испытания. Ей пришлось многое пережить. Страшные...
  10. Поэма «Реквием» А. Ахматовой как выражение народного горя Неужели никому из них не суждено величайшая радость: читать, например,»Медного всадника», восхищаясь каждым ритмическим ходом, каждой паузой, каждым пиррихием? Корней...
  11. Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и социальных Потрясений, революций и войн. Поэтам в России в...
  12. Поэма А. Ахматовой «Реквием» — голос времени и народа Прежде чем обратиться к «Реквиему», приведем одно из военных стихотворений Ахматовой и приглядимся к тому, какими средствами создается впечатление записывания...
  13. Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Анне Андреевне Ахматовой пришлось многое пережить. Страшные годы, изменившие всю страну, не могли не отразиться и на ее судьбе. Поэма...
  14. «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение 30-е годы для Анны Ахматовой — пора наиболее тяжких испытаний. Через десять лет начнется ужасная вторая мировая война. Но и...
  15. Стилистика и художественность поэмы поэме «Реквием» Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые...
  16. Развитие традиций женской поэзии в лирике Ахматовой и Цветаевой Любовный роман, развертывавшийся в предреволюционных стихах и Ахматовой и Цветаевой, был шире и многозначительней своих конкретных ситуаций. В их любовные...
  17. Историзм в «Поэме без героя» Ахматовой По первому впечатлению поэма представляется странно-прихотливой игрой воображения, где твердая, будничная, материальная явь причудливо смешивается с гротескными, полубредовыми видениями, обрывками...
  18. Развитие темы «Маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном...
  19. Единичная, индивидуальная судьба героя в «Поэме без героя» Ахматовой Впервые с большой резкостью эта особенность психологического склада Ахматовой проявилась, как мы это уже видели, в «Белой стае», но впоследствии...
  20. Развитие характера Барона в поэме «Скупой рыцарь» Феодальный режим строго регламентировал места людей на социальной лестнице общества. Титул барона, доставшийся Филиппу по наследству, помог ему занять место...
« Тема повести Тарас Бульба Гоголя
Конспект урока «Состав и строение атома» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения