Рецензия на рассказ И. А. Бунина «Ворон»
Энциклопедией любовных драм можно назвать «Темные аллеи» — книгу рассказов о любви, созданную в годы второй мировой войны . В годы тяжких испытаний, в годы жестокости и страданий, которые принес человечеству фашизм, Бунин напоминал людям о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, что есть в жизни. Писатель показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Рассказ «Ворон»…
Главные герои: отец, сын, восьмилетняя сестра Лиля и бедная девушка, дочь одного из мелких подчиненных отца… Нет, совсем не бедная… Она столько богатства привнесла в казенную квартиру видного чиновника. » Точно солнце засияло вдруг в нашей прежде столь мертвой квартире,- всю ее озаряло присутствие юной, легконогой девушки», — отмечает молодой человек , прибывший на каникулы. Да и отец за обедами неузнаваем стал, вместо тяжелого, угрюмого, молчаливого, холодно-жестокого, грубо-черноволосого, большеносого, совершенного ворона, стал шутить, усмехаться при виде за обедом любезной Елены Николаевны. Молодая же девушка была бесконечно счастлива тем, что так хорошо устроилась тотчас после гимназии, появлением в доме сверстника.
Вскоре молодые люди полюбили, друг друга и не было, не единого дня без ежечасных встреч то в гостиной, то в зале, то в коридоре, даже в кабинете отца — этих коротких встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев… Отец, естественно, взаимное влечение сына и служанки почувствовал. Он тоже влюблен в это худенькое, белокурое сокровище. Он уже намекал за обедом, что Леночке весьма бы шло к лицу платье черного атласу с зубчатым, стоячим воротом, унизанным мелкими брильянтами… или шубка темно-синего бархату и венецианский берет. А сыну в то же время пророчил лишение наследства.
И впрямь «ворон». Что тут скажешь? Трагический намек… Но в молодости любящим ничто не помеха.
Об этом свидетельствует страстное признание Елены Николаевны: «Боже мой, когда ж это кончится! Скажи же, наконец, ему, что ты любишь меня, что все равно ничто в мире не разлучит нас». «Я прижал ее всю к себе, потянул к дивану,- мог ли я что-нибудь соображать, помнить в ту минуту?» Но на пороге кабинета стоял отец и глядел на пылких влюбленных. Радоваться бы надо счастью сына! Да не тут-то было. Срочный вызов в кабинет и высылка в деревню по этапу с предупреждением: «Видеть ее до отъезда никак не надейся.
Все, любезный мой, иди». Пришлось подчиниться воле отца… А любовь? Всякая настоящая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой.
Молодой человек не опустился, а осенью поступил в Петербург в министерство иностранных дел и написал отцу, что навсегда отказывается не только от его наследства, но и от всякой помощи. Казалось бы, вот и счастью пора состояться. Наш герой умен, независим, любим — да вот отец родной помеха: во фраке, сутулясь, вороном с прелестной молоденькой женой, на шейке у нее огнем сверкал рубиновый крестик… и в платье из пунцового бархата…
Своровал, как черный ворон добычу, отец счастье у сына, да и у молоденькой Елены Николаевны. Вот они «темные», мрачные и жестокие бунинские аллеи. Теперь так о любви не пишут. В современных книгах, по телевизору, в кино все примитивно, грубо.
И никакой любви, никакого счастливого замирания сердец… Читая Бунина, осознаешь, что даже несчастная любовь есть величайшее счастье. Ведь счастлив же наш герой, увидев ее, свою любовь, в партере Мариинского театра…
Рецензия на рассказ И. А. Бунина «Ворон»