Рецензия на рассказ В. Токаревой «Римские каникулы»
Виктория Токарева родилась в Ленинграде. Окончила Ленинградское училище по классу фортепиано. Потом переехала в Москву, где училась в Государственном институте кинематографии на сценарном факультете. Автор многих книг: «О том, чего не было», «Летающие камни», «Коррида» и другие. «У Виктории Токаревой нет плохих рассказов.
У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие…» — так писал Юрий Нагибин о ее первой книге. Печаталась Токарева редко — раз в пять лет. Во время «застоя» много работала в кино.
Наступил 1984 год. Пришел Горбачев, и грянула перестройка. Кто был никем, тот стал всем, и наоборот. Писатели теряют свой социальный статус. «Литературные генералы разводят на дачах огурцы, а их жены продают их на местном базарчике.
Литературный рынок заполняют второстепенные детективы и пересказы мыльных опер. Казалось бы, никому не нужна Токарева. Но нет.
Ее по-прежнему печатают, издают — теперь уже во всем мире. Теперь по три книги в год. Оказывается, юмор и доброта нужны всем и во все времена.
Читать Токареву я начала давно, но чувствовать , наверное, недавно, ведь тема ее произведений — жизнь. Большой интерес, на мой взгляд, представляет рассказ «Римские каникулы», но отнюдь не потому, что это единственное достойное внимания и обсуждения творение Токаревой. Главная героиня этого рассказа — сама Виктория Токарева , а римские каникулы — действительный эпизод ее жизни. Сюжет вполне простой, но в то же время он сказочный. Однажды в доме Виктории раздается междугородный телефонный звонок, и адвокат знаменитого Федерико Феллини приглашает ее от имени великого режиссера в Рим…
Казалось бы, интересно, да, в общем, нет ничего особенного . Самое интересное не это. Виктория Токарева не была бы Викторией Токаревой, если б не показала характер Человека, каждого Человека, который есть в рассказе.
Я думаю, метко, кратко, всего несколькими словами показать всю человеческую суть — главное призвание Токаревой. Она может охарактеризовать человека по мелким деталям внешности и манере разговора. Вот хотя бы один эпизод, подтверждающий это.
Через месяц после звонка Виктория отправилась на дачу, где происходило знаменательное событие — строился забор. Строительством занимались два шабашника: Гоша и Леша. «У обоих на руке татуировка: девушка с волнистыми волосами. У Гоши — в полный рост, без купальника.
А у Леши — только портрет, крупный план. Леша вообще более романтичен, все называет уменьшительно: «денежки», «водочка». А какое у Токаревой чувство юмора! Вспомним звонок. Так вот, Виктория подняла трубку.
Мужской голос поздоровался по-французски. Это было кстати, потому что французский она учила в школе: «могла поздороваться, попрощаться, сказать «я тебя люблю» и сосчитать до пяти». Виктории и адвокату приходилось преодолевать языковые препятствия, поэтому они почти подружились.
Многие из нас могли бы подумать в такой ситуации: «Кошмар! Ведь это адвокат самого Феллини, а я не могу ни слова сказать». Однако Токарева видит светлую сторону, добро. Она неисправимый оптимист.
И это еще не раз появится в рассказе. Итак, главное случилось. Виктория в Риме, несмотря на то что билет ей удалось получить в самый последний момент в иностранной комиссии. Феллини пригласил Викторию, потому что собирался делать фильм о России.
Один талантливый издатель посоветовал ему пригласить Токареву. Скажете, что это совпадение, случайность? Может быть. «Но случайности — это язык Бога.», — говорит Токарева. Рассказ был написан как раз во времена начала перестройки.
В «Римских каникулах» отразились приметы времени. Помимо отношения к Человеку в рассказе ярко отражена гражданская позиция писателя, ее отношение к Родине. Италия. Рим.
Виктория наслаждается красотой и жизнью свободных людей, а в мыслях и душе — боль за свою страну, за соотечественников. Ведь у нас не так. Но ничего.
Рано или поздно и у нас все будет хорошо. Так она и говорит Феллини при встрече. Вот он, оптимизм. Такую жизнь, которую многие воспринимают как испытание, Токарева воспринимает как благо. Получилось так, что ничего плохого о Виктории Токаревой я так и не сказала.
Хотя есть, по-моему, одна трудность: о произведениях Токаревой очень трудно писать и говорить, ведь здесь главное — интуиция. «В творчестве важна интуиция», — пишет сама Токарева. Важны ассоциации. В «Римских каникулах» есть «маленькие отступления» — это ассоциации Виктории Токаревой с какой-то конкретной ситуацией.
Это помогает узнать о ней еще больше. Для Токаревой очень важны люди и отношения людей, а это порой очень трудно описать словами.
Рецензия на рассказ В. Токаревой «Римские каникулы»