Религиозные мотивы в поэзии Богдана-Игоря Антонича
«Его жизнь была короткая и высокая, как мост над узенькой штольней горной бездны. Тучи сомнения и уныния пеленали его не раз, но не помешали смелым мыслям философа и поэта переходить по нему, смотреть из него вокруг и искать взором днище мира», — сказал о Богдане-Игоре Антониче Дмитрий Павлычко. Действительно, творчество Антонича — целостный, сложный и интересный мир человека, который за 27 лет своей жизни был в состоянии достичь того, что другие не достигают и за целую жизнь.
В сборнике поэта «Большая гармония» властвует последовательная религиозность, которая проявляется в имитировании молитвенной лирики, перепевы библейских псалмов. Следующий сборник «Три перстня» — будто восхождение из пустоты неба к бездонной земле. Здесь легко найти «приземленные» библейские реалии и священную символику, перенесенную на земные события. Произведения этого сборника пронизаны глубоким мировосприятием:
Так под небом необъятным и безграничным Растут и родятся звереныши, люди и растения. Растет Антонич, и растет трава, И зеленеют кудрявые ольхи.
Мы встречаем романтическое трактование природы, даже поклонения природе, когда человек не только не отторгает себя от окружающей среды или возвышается над ней, а наоборот — может, скажем, сознавать себя деревом: Стол обрастает кудрявой листвой, И вместе с креслом я уже куст. Из черемух читаю — из книг столистных — Растительную мудрость вечных пущ. Следующий сборник поэта — «Книга Льва» открывает для нас мир Библии. Ее основная идея — встреча с Богом и видение вечности, которое разрешит автору открыть сущность творческого процесса.
Так как «Книга Льва» — это название Евангелия апостола Марка. Главным мотивом сборника «Зеленая Евангелия» — есть мистическое мировосприятие, где слово функционирует как мягкое заклинание, происходит объединение природы с человеческим подсознанием. В этих стихах поэт исследует мировую историю и природу, которые выступают здесь целиком религиозными процессами. Но в последнем сборнике «Ротации» властвует пессимистическое мировоззрение, предчувствие апокалипсиса — конца мира.
Колоссальный мировой город возникает как круг катастроф и тюрем, как город-пекло, составленное из примитивных форм.
Возможно, Б. — И. Антонич воспринимает Святое Письмо как источник собственного мировоззрения и широко использует его в своем творчестве. Но главный элемент его религиозных поисков — это раздумья о месте человека в мироздании, его стремление понять природу взаимоотношений человечества с окружающей реальностью, из страстного старания определить смысл человеческого бытия.
Я не человек, я растение, а временами я малая листва… Живу, терплю, и умру, как все звереныши…
Особое место в творчестве Антонича занимает его стих «Ветер столетий» из посмертной книги «Зеленая Евангелие». Произведение убеждает, что Антонич воспринимает историю как бесконечный урок свободы и человеческих чувств. История человечества неустанно будет двигаться путем борьбы народов за свою независимость и суверенные права, и, конечно ж, за свою веру или убеждение.
Поэт также указывает на не совершенство человека, его дисгармонию с миром природы.
Вот загадочная природа в беспредельно первоначальной красоте . Какая же страшная этого мира краса, что отравила дни мои…
Несовершенство мешает единению человека с миром природы, препятствует свободе и счастью. Кто льет кровь, тот жнет ненависть . Так ответил Антонич тем, кто усматривал в насилии путь к усовершенствованию мира. Своим творчеством Антонич утверждал мир правды и добра.
Поэт верил в расцвет национальной культуры, счастливое будущее родного народа. Современных читателей не оставит равнодушными наследство поэта, так как, как писал Дмитрий Павлычко, «Антоничева поэзия — это неугасающий перстень жизни, который будут передавать из поколения в поколение удивленные читатели, чтобы удивление солнцем и человеком не пропало никогда».
Религиозные мотивы в поэзии Богдана-Игоря Антонича