• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Ревизия нравов по Н. В. Гоголю

 

Ревизия нравов по Н. В. Гоголю

Почему, собственно, не быть Хлестакову «ревизором», начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в «Носе» еще более невероятное событие — бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это «несообразность», но, как смеясь уверяет писатель, «во всем этом, право, есть что-то.

Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают». В мире, где так странно и непостижимо «играет нами судьба наша», возможно, чтобы кое-что происходило и не по правилам. «Правильной» становится сама бесцельность и хаотичность. «Нет — определенных воззрений, нет определенных целей — и вечный тип Хлестакова, повторяющийся от волостного писаря до царя», — говорил Герцен. Ирония Гоголя идет еще дальше. Мы знаем, чего стоило горожанам общение с «ревизором». Перед ним все благоговело и склонялось.

Ему подносились взятки, писались жалобы, давались важные поручения, весь город жил невиданно напряженной, насыщенной впечатлениями жизнью. И оказалось, что для всего этого не было ни малейшего основания. Вся постройка возводилась ни на чем…

Ну был бы хоть плут, выдававший себя за ревизора, а то ведь все усилия рассчитывались на человека, который во всем этом просто ничего не понял… Отсвет призрачности, фантастичности падает на все существование гоголевского «сборного города». Талантливый критик — младший современник Гоголя, Аполлон Григорьев, говорил, что персонажи «Ревизора» живут «миражной жизнью», отражающей в конечном счете фантастическую извращенность русской действительности. «Форма без содержания, движение без цели, внешность интересов и, стало быть, пустота их… Страшная, мрачная картина…» Последний штрих этой «страшной, мрачной картины» — немая сцена. «Немая сцена» возникает в пьесе как будто неожиданно, как гром среди ясного неба.

Тем не менее она подготовлена всей художественной логикой комедии. Страх, отчаяние, надежду, бурную радость — все суждено было пережить горожанам в эти несколько часов ожидания и приема ревизора. Переход от одного состояния к другому совершался с головокружительной быстротой. Рассудок не успевал фиксировать перемену; контуры реальных событий смещались и наплывали друг на друга. «Не знаешь, что и делается в голове, — говорит городничий, — просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить».

И вдруг — первый удар. «Чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор…» Перемена так внезапна, что инерция сознания еще продолжает рождать старые представления. Городничий выговаривает почтмейстеру, что тот осмелился распечатать «письмо такой уполномоченной особы»; Анна Андреевна восклицает; «это не может быть!» — ведь «ревизор» обручился с Машенькой. Есть в этом, конечно, и отчаянная попытка обманутых скрыть правду от самих себя.

В воздухе отчетливо запахло катастрофой, но это еще не сама катастрофа. Она пришла, когда миновало первое потрясение от удара. Казалось, исступленные жалобы городничего, поиски виновника, злорадное преследование «козлов отпущения» — Бобчинского и Добчинского — дали какой-то выход досаде и горю.

Но тут новый, на этот раз непереносимый удар. Известие о прибытии настоящего ревизора. «Вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении». Недоговоренность «немой сцены» оставляла простор для различных толкований. Сам Гоголь позднее писал, что в «немой сцене» выразился страх «неверных» исполнителей закона перед маячащей впереди царской расправой, торжеством справедливости.

Намекал Гоголь и на иное, высшее значение сцены: прибытие настоящего ревизора символизирует божественный суд над людскими пороками и заблуждениями. Высказывались и другие точки зрения: например, в первые послереволюционные годы финал пьесы толковался как предощущение катастрофы всей самодержавно-крепостнической системы, как грядущая революционная буря… Подобная множественность значений — свойство многих замечательных произведений искусства.

Благодаря емкости художественного образа они всегда таят в себе что-то новое. Конечно, некоторые из этих трактовок очень далеки от реальных взглядов Гоголя начала 30-х годов. Но в какой-то мере они предопределены самой особенностью комедии.

Показывая, что современная жизнь приводит людей на грань кризиса, Гоголь намеренно отказывался от уточняющих определений. В чем состоит этот кризис и каковы будут его последствия — все эти вопросы оставлены Гоголем без ответа. В последней сцене все внимание сосредоточено только на эффекте ужаса, кризиса. Все тревоги и страхи с прибытием нового ревизора вдруг сконденсировались и как бы откристаллизовались в застывших позах. Возникает гоголевский гротесковый образ: то же чувство страха, которое двигало персонажами, заставило их окаменеть навсегда .

Есть у «немой сцены» и еще одно значение. Говоря о воздействии театра на зрителей, Гоголь писал: «Нет выше того потрясенья, которое производит на человека совершенно согласованное согласье всех частей между собою, которое доселе мог только слышать он в одном музыкальном оркестре…» Эта согласованность пьесы получает в ее финале как бы пластическое выражение и ведет к согласованности зрительного зала, к его всеобщему потрясению. Гоголь возвещал о приходе чудодейственного ревизора, но обращался-то он к реальным людям, своим современникам.

От их всеобщих усилий ожидал он победы над злом и неправдой. Говоря о значении великих произведений искусства, в которых многие еще видят «пустяки, побасенки», Гоголь писал: «Побасенки!.. А вот стонут балконы и перила театров: все потряслось снизу доверху, превратясь в одно чувство, в один миг, в одного человека… Побасенки…

Но мир задремал бы без таких побасенок, обмелела бы жизнь, плесенью и тиной покрылись бы души…» Вероятно, это — лучшая автохарактеристика великой комедии Гоголя.



Ревизия нравов по Н. В. Гоголю

Другие сочинения по теме:

  1. Современная Гоголю критика о «Ревизоре» «В каком-то городке, излагает содержание комедии Булгарин, городничий, земский судья, почтмейстер, смотритель училищ, попечитель богоугодных заведений представлены величайшими плутами и...
  2. Памятники Н. В. Гоголю в Москве Я памятник себе воздвиг нерукотворный… А. Пушкин О памятниках великим людям всегда существует много мнений, споров и слухов. Русские поэты,...
  3. Почему Н. В. Гоголю не удалось завершить поэму «Мертвые души»? Гениальная гоголевская поэма «Мертвые души» так и не была окончена/Причины этого многие склонны видеть в духовном кризисе, переживавшемся писателем в...
  4. Толстые и тонкие по Гоголю Сочинения по литературе: Толстые и тонкие по гоголю Я считаю, что в делении на толстых и тонких, первично не то,...
  5. Зарисовки светских нравов в романе «Княгиня Лиговская» В опытах стихотворного повествования 1835-1840 гг. М. Ю. Лермонтов обратился к реалистическому изображению современной действительности. Но в те же годы...
  6. Николай Васильевич Гоголь. Краткое изложение текста Проза Мертвые души. Том первый История создания поэмы «Мертвые души» Художественный мир Гоголя Анализ текста Сюжет, композиция и жанр «Мертвых...
  7. Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» — первая русская реалистическая комедия. Важное место в ней занимает изобличение пороков современного...
  8. Изображение купеческого быта и нравов в драмеА. Н. Островского «Гроза» Пьеса «Гроза», написанная Александром Николаевичем Островским в 1859 году, является единственной из задуманного писателем цикла «Ночи на Волге». Основная тема...
  9. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Восемнадцатый век в истории России — это эпоха укрепления самодержавия и господства крепостного права. Такой Порядок вещей, устраивавший правящую верхушку...
  10. Типические черты барских нравов и народа в комедии «Горе от ума» Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского...
  11. Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой вассалитета...
  12. Какой художественный образ ярче воплощает «жестокость нравов» города Калинова: Дикой или Кабаниха? В драме А. Н. Островского «Гроза» предстает мир «темного царства», «жестокость нравов», которые подавляют человеческие чувства, свободу, волю. Это воплощается...
  13. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» в пьесе «Гроза» А. Н. Островского Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике,...
  14. Обличающая роль смеха в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Главным героем комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» стал смех. Работу над своим произведением Гоголь начал в 1835 году. Чуть позже...
  15. Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? Комедия Гоголя «Ревизор» вывела на сцену именно «русские характеры». До этого в театрах играли в основном только переводные иностранные пьесы....
  16. Новаторство комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Появление в 1836 году комедии «Ревизор» стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал...
  17. Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века А почему, собственно, не быть Хлестакову «ревизором», начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более...
  18. Белинский о комедии Гоголя «Ревизор» В 1839 году в статье о «Горе от ума», осудив комедию Грибоедова «с художественной точки зрения» , Белинский восторженно приветствовал...
  19. Вопросы и ответы к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Какова основная тема комедии «Ревизор»? Выполнил ли Гоголь поставленную перед собой задачу: «собрать в одну кучу все дурное в России…...
  20. История написания комедии Гоголем «Ревизор» Возможно, что рассказы о мнимых ревизорах были известны Гоголю и из других источников. Во всяком случае со слов А. С....
« Внимание! Телефонные аферисты!
Сочинение Почему Дубровский стал разбойником »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения