Роберт Шекли самый талантливый фантаст
Роберт Шекли считается одним из самых талантливых, но недооцененных западных фантастов середины ХХ века. Плодовитость автора поражает, его рассказы и романы неизменно увлекательны, глубоки и отличаются особым фирменным юмором. Но почему-то Шекли оказался не так востребован американской публикой, уйдя в тень таких гигантов, как Азимов или Хайнлайн. Тем не менее, в Советском Союзе он стал одним наиболее именитых представителей жанра. В отличие от того же Азимова, книги Шекли издавались в Стране Советов многомиллионными тиражами. Возможно, в этом сыграло роль то, что Шекли а своих творением в своем неповторимом стиле — ненавязчиво и с юмором — но все же смотрел критически на устройство капиталистического общества. Может быть, поэтому его книги распространялись по всем школьным библиотекам СССР. Неудивительно, что автор стал любимейшим фантастом советских детей. Ваш покорный слуга тоже стал жертвой таланта Шекли — благо, в нашей сельской библиотеке тоже его книг было много.
«Цивилизация статуса» — первый роман Шекли, прочитанный мной, и одна из самых колоритных и запоминающихся вещей писателя. Наверное, его можно отнести к знаковым «жестким» книгам писателя наряду с жуткой антиутопией Десятая жертва. Главный герой романа — заключенный Уилл Баррент, попавший на далекую планету Омега, населенную одними преступниками. Земля отказалась содержать за свой счет тех, кто нарушил закон, и сослал их в маленький мирок в закромах космоса, чтобы воры, убийцы, насильники и бунтари выстроили там свое общество мечты. И многие преступники действительно чувствуют себя на Омеге, как рыба в воде. А вот наш герой Баррент не может и не хочет свыкнуться с причудливыми правилами странного мира, основанного на жесткой статусной системе и, как ни странно, верховенстве Закона (впрочем, этот закон на планете преступников принимает зачастую весьма извращенные формы). Несмотря на то, что он ничего не помнит о своем прошлом (перед тем, как выслать людей на Омегу, с их памяти стирают всякое воспоминание о Земле), Баррент уверен, что произошла ошибка, и он ни в чем не виновен. Но на Омеге до этого никому нет дела: все озабочены лишь собственным выживанием. Земля далеко, до нее не добраться, не узнать правды — но Баррент не перестает противиться местным обычаям и законам, с каждым разом все явственнее чувствуя на своих плечах гнет бездушной цивилизации статуса, которая угрожает его раздавить…
Конечно, «Цивилизация статуса» — это типичная антиутопия, вскрывающая нарывы современного общества и наглядно демонстрирующая, к чему могут привести эти нездоровые тенденции. Но особенность этой антиутопии в том, что она подчеркнуто гротескна, неправдоподобна. Шекли не пытается добавить достоверности, углубляясь в детали и описания. Омегианское общество карикатурно и невозможно (например, в нем нет никакого производства, только сфера услуг). Социальный строй Земли, как выясняется в конце романа, тоже недалеко от этого ушел. Но эта гротескность позволяет автору лучше сфокусироваться на выбранной теме — роли общественного статуса в человеческом социуме, этой лестницы власти, созданной в головах людей, но тем не менее имеющей реальную силу. Нарочито искусственная иерархия хаджи и пеонов на Омеге, вызывающий улыбку «средний средний» и «средний высший» социальные классы на Земле — это все до боли знакомо любому человеку, который испытал на себе все прелести классового деления людей, которое начинается еще в родильном доме, сколь бы идеальным ни казался общественный строй.
Замечательно то, что несмотря на довольно мрачный и жестокий мир романа, автор сохраняет свойственный ему юмор, выражающийся в доведенных до комичного абсурда ситуациях, поэтому чтение книги — дело увлекательное и легкое. Вообще, знакомство с творчеством Роберта Шекли лучше всего начинать с его рассказов, но если выбирать крупный формат, то «Цивилизация статуса» — вариант идеальный.
Роберт Шекли самый талантливый фантаст