Робин Гуд в романе Вальтера Скотта «Айвенго»
Робин Гуд в романе Вальтера Скотта «Айвенго»
Робин Гуд в романе Вальтера Скотта «Айвенго» 1. Борьба между нормандцами и англосаксами. 2. Рыцари ордена тамплиеров. 3. Королевская власть и народовольческая дружина Робин Гуда против феодального произвола. 4. Язык повествования исторического романа. В романе Вальтера Скотта «Айвенго» представлена эпоха, когда в истории Англии резко сказались классовые противоречия между двумя народами — нормандцами-завоевателями Англии, завладевшими ею в конце XI века, и англосаксами, которые владели Англией в течение нескольких веков. Однако к концу XII века борьба между англосаксами и нормандцами затихла. Она заслонилась другими противоречиями, которые выдвинулись на первый план: между порабощенным крестьянством и феодалами как англосаксонского, так и нормандского происхождения. Король Англии стремился к тому, чтобы подчинить себе всех остальных феодалов. В течение всей второй половины XII века английские короли упорно боролись со своими поданными — герцогами, графами и баронами, создавая централизованную английскую феодальную монархию. Английское крестьянство в этой борьбе короля против феодалов поддерживало королевскую власть. В романе «Айвенго» показана эпоха переустройства Англии, превращавшейся из страны разрозненных и враждующих между собою феодальных владений в единое королевство, в страну, где из завоеванных и завоевателей медленно образовывалась единая новая народность — англичане. Нормандские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен и де Браси и представители старой англосаксонской знати Седрик и Ательстан никак не могут решить старый спор. Их распри ведут к тому, что Англии постоянно грозят междоусобицы, разрушающие жизнь страны, тяжким бременем ложащиеся на народ. Правдиво изображенной нормандской знати, которые ведут себя в Англии как завоеватели, Скотт противопоставил те силы английского общества, в которых была видна надежда на лучшее будущее Англии. В романе они показаны в королевской власти — Ричарде Львиное Сердце, поддерживаемой дворянством. Лучшие страницы романа посвящены именно описанию борьбы народа (Робин Гуд и его стрелки) против произвола. Народные образы в романе как бы постепенно собираются в целую группу решительных и смелых людей, сливающихся в образ непобедимой дружины Робин Гуда, штурмующей замок Фрон де Бефа. Перед натиском могучей волны народного гнева не устояла челядь Фрон де Бефа. Патетическая картина гибели старого феодального гнезда, притона убийств и насилий, разрушенного народом, является самым захватывающим сюжетом в романе «Айвенго». Особенно резко пишет Скотт о нормандских феодалах. Рыцарь-разбойник Фрон де Беф и его шайка запоминаются как яркое, правдивое изображение жестокого своеволия, как реалистическая картина средневековых феодальных нравов, осуждающая, а не идеализирующая средневековый строй. Типичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крестоносец Буагильбер, рыцарь ордена Храма, тамплиер. Рыцари этого ордена, первоначально основанного для прикрытия путей к Христианским святыням Иерусалима, превратились со временем в хорошо организованную и разветвленную по всей Европе шайку насильников и вымогателей, действовавшую под прямым покровительством Ватикана. Будучи крупнейшим феодалом Европы, орден оказывал сопротивление королевской власти, помогал феодальным мятежникам. В романе показана органическая связь между феодализмом светским и феодализмом церковным: оба грабят народ, помогая друг другу, а иногда цинично прикрывая грабеж орденскими знаками, крестом «воинства Христова». Но, конечно, более всего привлекает внимание читателя смелый Локсли — Робин Гуд. Баллады о Робин Гуде относятся к числу лучших памятников английского народного творчества. Робин Гуд — обобщенный народным творчеством образ свободного земледельца, с оружием в руках поднявшегося против сильных мира сего, богачей. В основе этого образа лежат воспоминания об исторически существовавших вожаках восставших крестьян, скрывавшихся в дремучем Шервудском лесу от преследований своих господ. Несколько далек от исторической действительности образ Ричарда Львиное Сердце, который выглядит в романе как простой и мудрый воин, искренне любящий своих подданных. Подлинный исторический Ричард I не был близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не сулил так справедливо и мудро. Однако даже приукрасив исторического Ричарда I, Скотт описал его так, что читатель представляет себе эту фигуру, верит в ее правдоподобность. Как идеал
Робин Гуд в романе Вальтера Скотта «Айвенго»