Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Эпилог — заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов «Война и мир»и «Преступление и наказание».
В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка занимает существенно меньшую часть эпилога. Прямо противоположным образом строит свой эпилог в «Преступлении и наказании» Достоевский: фактическое описание жизни героев тесно, буквально неотделимо связано с его философской концепцией. Так, например, реальное описание сна Раскольникова на каторге о трихинах , погубивших все человечество, одновременно является показом гуманистических убеждений Достоевского; раскаяние Раскольникова в его преступлении, в неверии в Бога отражает стремление к Богу самого Достоевского; установившиеся отношения Сони и Родиона провозглашают идеал человеколюбия Достоевского.
Нельзя сказать, что первая часть эпилога «Войны и мира» не содержит авторской позиции. Напротив, первая часть эпилога так же богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Но, в отличие от второй части и в отличие от эпилога Достоевского, первая часть содержит лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Так, Толстой показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года .
Пьер стал прекрасным мужем, семьянином, настоящим человеком, приятным и даже необходимым в общении. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем?
Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. Так Толстой доказывает нам, «что люди, как реки», все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их «вполне хорошими». Удивляет нас в эпилоге образ Наташи, ставшей сильной, мудрой, плодовитой.
Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой мы видим ее в начале романа. Смысл жизни Наташи — в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам Толстой.
Николай Ростов — вполне добропорядочный средний человек, привыкший подчиняться и не сомневаться. Марья Болконская находит свое счастье в семье. Младший Болконский, Николенька, только начинает жить, и мы надеемся, что он гак же достойно пройдет свой жизненный путь, как и его отец.
Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует. Как в «Войне и мире», так и в «Преступлении и наказании» практически все выражение философской концепции авторов сосредоточено в эпилоге.
Рассматривая концепции Достоевского и Толстого, нетрудно заметить, что их с трудом удается сопоставить либо противопоставить. И неудивительно: авторы рассматривают и разрешают разные философские вопросы. Достоевского интересуют проблемы добра и зла, сущности человека, падения и возрождения души человека.
Его позиция — гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был. Поэтому он дает возможность своему грешному герою, Родиону Раскольникову, прозреть и ужаснуться содеянному, поверить в любовь и возрождение своей души. Поэтому роман заканчивается фразой: «Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью…» Толстой же, в отличие от Достоевского, задается более глобальной проблемой: «Что движет миром, его историей?» И дает на него ответ: «Законы необходимости». Его позиция — фатализм.
Несмотря на разницу в подходах писателей, есть философские вопросы, на которые они оба дают ответы. Одним из таких вопросов является вопрос о роли человека в окружающем его мире. Как «Преступление и наказание», так и все другие произведения Достоевского посвящены изучению сущности человека, и уже в этом проявляется то, что Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Примеры из «Преступления и наказания» — тому подтверждения. «Это человек-то вошь!?»- восклицает Соня, которая в данном вопросе выражает авторскую позицию.
Все положительные герои «Преступления и наказания» стоят на позициях человеколюбия, и лишь после принятия этой позиции способен возродиться Раскольников. Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек — лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки — осознать правила игры и следовать им , в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции — картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им . Очень интересны предпосылки, которые приводят великих писателей к мысли о равенстве всех людей: Достоевский ценит каждого человека столь высоко, что ничто не может превзойти этого человека в глазах писателя .
Толстой же утверждает, что каждый человек беспомощен перед судьбой, и поэтому все люди равны. В эпилогах окончательно проясняется взгляд писателей на Бога. Достоевский никак не упоминает Бога в связи с фактическими происшествиями, не утверждает его влияния на судьбы людей.
Однако все положительные герои «Преступления и наказания» набожны . И притча о. воскрешении Лазаря проходит лейтмотивом через весь роман. Достоевский ценит христианскую религию за ее человеколюбивые заповеди, которые совпадают с его философскими убеждениями.
Отношение Толстого к Богу куда более сложно. Это — отрицание Бога общепринятого, с одной стороны, и в то же время — одобрение веры в Бога как в высшее провидение . Примером одобрения такой веры служит образ Пьера Безухова, после долгих скитаний и испытаний пришедшего к Богу. Как видно из вышесказанного, в эпилогах обоих произведений авторами разрешаются многие важнейшие философские вопросы, которые было бы проблематично разрешить по ходу произведения.
Безусловно, в эпилоге «Войны и мира» представлена более широкая философская позиция, чем в эпилоге «Преступления и наказания». Отличие эпилога Толстого и в том, что для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части «Войны и мира». Таким образом, мы видим, что в обоих произведениях эпилоги играют огромную роль, завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию авторов.
Кроме того, в «Войне и мире» вторая часть эпилога служит доказательством философской концепции Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа.
Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»