Роль учебно-методического электронного кабинета в повышении эффективности самостоятельной работы школьников
Роль учебно-методического электронного кабинета в повышении эффективности самостоятельной работы школьников
Отличительной чертой XX1 века стало бурное развитие информационных технологий. Творческое применение появившихся возможностей существенно изменяет характер деятельности человека во многих областях.
Доступ к сети Интернет и ее технологиям выводит на новый уровень получение информации и дает огромные потенциальные возможности в области обмена этой информацией.
Несмотря на значительный рост фонда научной и экономической литературы, увеличение количества периодических изданий к настоящему моменту на бумажных носителях уже не могут в полной мере удовлетворить растущие потребности. Тираж же большинства не крупных журналов и сборников, доступных учащимся, весьма невелик и не позволяет обеспечить всех желающих требуемой информацией. При этом частота и скорость выхода публикаций являются еще одним недостатком бумажных изданий: нередки случаи, когда уже до выхода бумажной версии в свет информация статьи потеряла свою былую актуальность, а идеи автора приобрели новые интерпретации.
Да и поиск нужной информации требует приложения значительных усилий и траты большого количества времени и денежных средств.
Оснащение учебно-методического кабинета компьютерной техникой позволит в дальнейшем включить в процесс обучения и быстро развивающиеся компьютерные технологии.
Качественное изменение процессов обучения и научных исследований требует нового подхода к организации и функционированию в школе учебно-методического кабинета. Пришло время иметь такой кабинет в виртуальной, электронной среде, что позволит резко сократить время и ресурсы, затрачиваемые на поиск и получение новой информации, обеспечит возможность круглосуточного оперативного доступа к методической, справочной и организационно-технической информации, повысит эффективность самостоятельной работы учащихся и их взаимодействия с преподавателем, в том числе и за счет развития коммуникативных навыков, осуществления регулярного контроля успеваемости, адаптирования к современной информационно насыщенной социокультурной среде.
В перспективе такой электронный учебно-методический кабинет должен стать комплексной системой и включать в себя:
&;;#61623; электронный гид по курсу;
&;;#61623; электронный учебный комплекс по дисциплинам;
&;;#61623; электронный курс лекций
&;;#61623; дополнительные учебные материалы — оригинальные и заимствованные ;
&;;#61623; каталог ссылок на ресурсы Интернет
&;;#61623; электронные версии журналов
&;;#61623; электронный форум, с установленными часами работы преподавателей;
&;;#61623; электронную библиотеку
&;;#61623; лучшие образцы работ, выполненных учащимися;
&;;#61623; тренинг-центр
&;;#61623; расписание занятий, консультаций, экзаменов, объявления и другие материалы организационно-технического характера;
&;;#61623; материалы познавательного характера, способствующие нравственному воспитанию и социокультурной ориентации личности.
Прежде всего, необходимо отметить важное значение для учащихся Электронного гида по курсу. Содержание этого гида представляет собой методические рекомендации по изучению курса и использованию других компонентов электронного учебно-методического кабинета, а также указания по интернет — консультированию. Представленная навигация позволяет найти нужный материал из учебного плана или из меню разработок.
Электронный учебный комплекс по дисциплине может включать целевые установки, вопросы для самопроверки, план занятий, структурно-логические схемы, тестовые задания, практические задачи. Например, электронный учебный комплекс по дисциплине «Правознавство» может включать: учебник «Правознавство» с гиперссылками; структуру дисциплины: программу курса, планы занятий, контрольные вопросы; поисковую систему по ключевым словам; основные нормативно-правовые документы; сборник ситуационных задач по курсу «Правознавство»; структурно-логические схемы; редактор заметок к параграфу; редактор занятий, дающий возможность редактирования существующих планов занятий и импорт файлов; тестовый модуль для проверки знаний; словарь.
Материал электронного учебного комплекса содержит на каждой странице доступное меню, при помощи которого пользователь может перейти на любой параграф текущей главы, просмотреть контрольные вопросы, содержание учебной программы и планов занятий, причем все эти элементы содержат ссылки на материал учебника. Также с помощью данного меню можно перейти на страницу поиска и содержания всего комплекса. Используя поиск, можно получить быстрый доступ к интересующему разделу после ввода в строку поиска нужного слова , после чего динамически формируется страница со ссылками на найденные материалы.
Причем, поисковая система возвращает пользователя не на начало страницы, где находится искомое слово, а на его позицию в странице.
Д Ля улучшения восприятия учебного материала текст может быть оформлен с применением нескольких цветов. Так, определения и термины выделены одним цветом, выводы и рекомендации — другим, ссылки на нормативные и другие документы могут быть оформлены привычным для пользователя синим цветом с подсветкой при наведении мыши. В конце каждой страницы имеется ссылка на следующий параграф и переход наверх текущей страницы.
Все страницы должны иметь опцию печати на принтер.
Преподаватель по своему усмотрению может разместить авторский Электронный курс лекций, который поможет учащемуся акцентировать внимание на наиболее актуальных и значимых вопросах темы, более глубоко их изучить, а возможность быстрого редактирования данного раздела позволит своевременно знакомить учащихся с новыми направлениями в области изучаемой проблемы.
Дополнительные учебные материалы могут быть разработаны как преподавателями школы-лицея, так и заимствованы из учебных пособий других авторов и включать в себя тексты, схемы, практические примеры, решения задач, дополнительные элективные курсы для углубленного изучения темы.
Интернет является хранилищем постоянно обновляемых информационных ресурсов по наукам. Он является самым эффективным средством приобретения новых знаний, с его помощью можно овладеть самой последней информацией. Ключом к получению информации в Интернете являются адреса ресурсов.
Для нахождения адреса ресурсов Интернета существует целый ряд систем поиска ресурсов, однако, создание каталога ссылок на ресурсы Интернет, способствует сокращению времени на поиск необходимого материала, использование в учебном процессе материалов, согласованных с программой учебного курса.
Периодические издания объединены в единую базу — Электронные версии журналов, в которой пользователь может осуществлять поиск нужной информации как в рамках одного издания , так и по всем изданиям сразу. В рамках этого раздела может быть создана рубрика, в которую включены консультации ведущих специалистов министерств и ведомств по вопросам права, опубликованные в центральных изданиях. Материалы раздела будут содержать ответы на наиболее сложные вопросы по правознавству, а также комментарии по практическому применению нормативных документов.
В данной рубрике могут быть представлены печатные издания, которые будут интересны учащимся.
Электронный форум, представляет собой электронное дистанционное взаимодействие обучаемых с преподавательским составом, в соответствии с установленными часами работы преподавателей.
Электронная библиотека позволит учащимся эффективно работать в виртуальном учебно-методическом кабинете и овладеть основами библиотечно-библиографических знаний. Наличие каталога медиотеки предоставит информацию о дополнительных учебных ресурсах школы, закрытых для общего пользования.
Тренинг-центр предлагает использование компьютерных информационных моделей каждой кафедры школы-лицея, на которых изучается тот или иной предмет. Тренинг-центр может использоваться как в процессе обучения, для определения уровня знаний учащихся, так и для подготовки учащихся к внешнему независимому оцениванию.
Новым качеством подготовки учащихся становится информационная культура, Материалы познавательного характера, способствующие нравственному воспитанию и социокультурной ориентации личности.
Такое построение и использование электронного учебно-методического кабинета базируется на принципах системного подхода, эффективности и практической полезности, индивидуализации обучения, удобства и простоты эксплуатации, развитого методического обеспечения, непрерывного развития. Важной его составляющей выступает комплексная основа.
Создание электронного учебно-методического кабинета на комплексной основе, скорее всего, должно быть поэтапным, начиная с хорошо продуманного организационного плана, соответствующих работ по унификации учебно-методических материалов, обучения пользователей информационным технологиям, определения сметных затрат и т. д.
Вместе с тем создание в полной мере соответствующего таким замыслам учебно-методического электронного кабинета — дело не только сегодняшнего дня.
Активное проникновение Интернет-технологий в систему образования способствует развитию новых форм и методов подготовки учащихся, предполагающих в том числе и широкое использование технологий дистанционного обучения. Одна из них — работа в учебно-методическом электронном кабинете.
Роль учебно-методического электронного кабинета в повышении эффективности самостоятельной работы школьников