Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Предмет изображения повести «Капитанская дочка» — история крестьянского восстания под руководством Пугачева. Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.
Заметим, что один из миров — мир именно повстанцев, а не крестьян. Крестьяне, оставшиеся в своем традиционном положении крепостных, мирно сосуществуют с дворянами. Прачка Палашка и коровница Акулька бросаются барыне Гриневой в ноги, ища защиты, дворовая девка Палашка служит Мироновым верой и правдой, Савельич предан Петру Гриневу всей душой, а Пугачева эти крепостные называют злодеем, пьяницей оголтелым, бродягой, разбойником.
А бунтующие крестьяне подобны разбойникам, вышедшим на большую дорогу; они разорвали связи с прежним миром и вошли в другой.
Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров «присвоено» свое время года: дворянскому — осень, повстанческому — зима.
В начале повести мы знакомимся с семьей Гринева осенью: «Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый». Время года прямо указано: это начало осени.
В главе «Поединок» дуэль Швабрина с Гриневым в Белогорской крепости происходит тоже осенью: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкой в руках; по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушения на зиму»; «На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника».
После взятия Белогорской крепости Гринев едет к генералу и застает его в осеннем саду: «Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнаженные дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно их укутывал теплой соломой». Время года прямо указано — осень.
Вспомним другую сцену. Маша едет выручать Петрушу к Екатерине II. «На другой день рано утром Мария Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени».
C появлением Пугачева в повести наступает зима. Первая встреча с Пугачевым происходит через день, проведенный в Симбирске, когда Петруша попадает в буран: «Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом — и скоро стали».
Вторая встреча с Пугачевым происходит через несколько месяцев в крепости, и описана она в главе «Незваный гость»: «Я оставил Пугачева и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу».
В одиннадцатой главе — «Мятежная слобода» — описано, как Гринев едет на встречу с Пугачевым. «Кибитка летела по гладкому зимнему пути…»; «Путь мой шел мимо Бердской слободы, пристанища пугачевского. Прямая дорога занесена была снегом».
В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве.
Гринев отправляется на службу ранней осенью, когда мать варит медовое варенье. Но на следующий день Петруша уезжает зимой. «Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу», в дороге его настигает метель. Добирается Гринев до Симбирска за сутки, что нереально. «В ту же ночь приехал я в Симбирск».
При взятии Белогорской крепости Петра отпускают вместе с Савельичем и дают в дорогу овчинный тулуп , но, прибыв в Оренбург к генералу, Петруша видит, что тот ходит по осеннему саду, осматривая яблони, «обнаженные дыханием осени».
В «пропущенной главе» герой за короткое время сплавляется по реке из крепости, оказываясь в родительской усадьбе. «Я погрузился в мечты воображения. Прошло около получаса. Мы уже достигли середины реки…»
В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести «Капитанская дочка» обладают следующими свойствами: Локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своем, особом художественном пространстве. Художественному пространству каждой группы принадлежит свое художественное время.
Оно неизменно, постоянно, что является признаком мифологического хронотопа. Художественное пространство и художественное время в повести «Капитанская дочка» способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны. Смена времен года, для реального времени столь нелогичная , в условиях существования нескольких художественных миров повести вполне органична.
Выезжая за пределы родительской усадьбы, выходя на дорогу, герой попадает в мир чуждый, иной.
Все герои повести «Капитанская дочка» живут в определенном пространстве, являются героями замкнутого пространства. Лишь главный герой, Петр Гринев, способен находиться в обоих мирах, осваивая еще один тип пространства — линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой , причем в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий и наоборот.
Сюжет повести завязывается на дороге и развивается на ней. Но это не только дорога из одного мира в другой, это еще и путь нравственных испытаний героя.
Выезжая из родительской усадьбы к месту службы, Петр Гринев едва не погиб в буране. Однако у него появляется проводник, «вожатый», который чувствует себя в условиях бездорожья и метели как в привычной среде. За спасение Петр щедро одаривает незнакомца, тем самым успешно проходя первое испытание дороги. Эта щедрость спасает ему жизнь, когда он второй раз попадает в чуждый для него мир. А жизнь Гринева действительно была в опасности, он же сам превыше жизни ставил другие ценности. «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня.
Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».
Как и Савельич, Гринев считает Пугачева разбойником, бродягой, пьяницей, так и называя его в душе и считая невозможным присягнуть новоявленному «государю». Попав в мир повстанцев второй раз, герой проходит испытание возможностью остаться в живых, получить власть. Но он не изменяет своему долгу. «Нет, — отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу.
Коли ты в самом деле желаешь мне добра, отпусти меня в Оренбург».
Гринев в присяге тверд до конца: Пугачеву он даже не дает обещания не воевать против него. «Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?
Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — Бог тебе судья; а я сказал тебе правду». Твердость и искренность Гринева так поразили Пугачева, что он с миром отпускает своего пленника, да еще одаривает лошадью и овчинным тулупом.
Этого испытания не выдерживает антипод Гринева — Швабрин, изменяющий присяге ради спасения своей жизни и обладания властью.
Отправляясь спасать Марью Миронову из плена Швабрина, Гринев в третий раз попадает во враждебный ему мир. Испытание проходят и любовь, и вера в милосердие, и честность. И третье испытание герой выдерживает с честью: «Я спокойно отвечал, что я нахожусь в его власти и что он волен поступать со мною, как ему будет угодно»; «Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на пощаду, но даже и на помощь». И суровая душа Пугачева была тронута прямотой и искренностью юноши.
Он дарит ему и его любимой жизнь, желая любви да совета.
Итак, главный герой повести Петр Гринев — герой пути, герой линеарного пространства. Путь этот — путь нравственных испытаний, которые Гринев выдерживает с честью, находясь во враждебном ему мире. Таким образом, линеарное пространство — дорога — является еще и этической, нравственной категорией.
Идея повести, выраженная в эпиграфе «Береги честь смолоду», выверяется поведением героя в двух художественных мирах и в пути между ними.
Роль хронотопа в раскрытии идейно-художественного смысла повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»