Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»
Начало XX-го века стало переломным моментом в русской литературе. Старые, «избитые» истины совершенно отвергаются новым поколением, происходит уход от классических традиций: эротика не является запретной, печаль — возвышенной, а радость — личной. Смена политического и общественного строев неизбежно привела к смене курса русской литературы.
Подняв голову, народ захотел, чтобы литература стала отражением существующей реальности. Правительство поддержало это начинание, к тому же большинство читающей публики было из низших слоев общества, они не смогли бы оценить высокий полет мысли, поэтическое вдохновение и метания противоречивой души. Время требовало новых тем, новых подходов, новых писателей. Максим Горький стал мастером социалистической литературы. Кто не знает его «Песнь о буревестнике», предвестника революции?
Кто не знает его глубоко современного тому времени роман «Мать»? Но истинную славу и признание Горький получил за свою пьесу «На дне». В произведении писатель затрагивает тему социальных «низов».
Никто до него не рисковал писать на эту тему настолько остро и реалистично. Горький не стал заниматься глубоким психоанализом и раскрывать причины распада человеческой личности. Он взял, так сказать, «конечный результат» этого распада. Перед зрителем раскрылась страшная картина, в которой нет места надежде.
Да, надежды на спасение нет ни у кого: Анна в итоге умирает, Клещ и Актер окончательно сопьются, Наталья ожесточится, Ваську Пепла посадят в тюрьму… Но это тоже лишь результат той жизни, которой живут герои пьесы «На дне». Самое страшное заключается в том, что все они не имеют будущего, их жизнь закончена задолго до физической смерти… У таких людей нет завтрашнего дня, как бы ужасно это ни звучало.
Безнадежное состояние этих людей автор подчеркивает особым положением женских образов в пьесе. Не забываем, что женщина — мать, а дети — будущее. А какие матери могут выйти из этих несчастных женщин?
Да и в этой ужасной обстановке разве могут вырасти здоровые дети? И какой может быть у них характер, устремления? Так Горький утверждает жестокость мира «низов» и невозможность его будущего, его вымирание. Но каковы же они, женщины-нищие? Посмотрим на них повнимательнее.
Торговка пельменями Квашня — одна из первых женщин, которая появляется на сцене. Она уверяет, что никогда ни за кого не выйдет замуж: «Чтобы я,- говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала — нет!». Ее грубость уже никого не шокирует, к ней все привыкли. Квашня — образ женщины, которая вместо семьи выбирает «товарно-денежные отношения», она живет только для себя и не хочет больше ни о ком заботиться. Будущее в ней умерло, она не оставит после себя никого, кто мог бы о ней вспомнить.
Следующий персонаж — Анна. Она больна чахоткой и скоро умрет, это понимают все, даже ее муж. Клещ искренне уверен, что ее болезнь, а, в конечном итоге, и жизнь, мешают ему выбраться из нищеты.
Он ждет, чтобы жена умерла, и нет в нем ни капли жалости: «Вот погоди… умрет жена…» И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел ее надсадный, больной кашель. Лишь единственный раз муж с нежностью заговаривает с Анной — когда та отдает оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты — работник… тебе — надо…».
Анна могла бы стать хорошей матерью, она добра, спокойна, терпелива, но автор показывает ее смерть, не давая ей развиться, и, таким образом, отбирая надежду еще у одной семьи. Настя и Наташа стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но они чувствуют собственное бессилие перед затворами этой «тюрьмы». Девушки стремятся вырваться из «низов» каждый по-своему: Настю спасает вымышленный ею роман со студентом, Наташу — ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь.
Но Настя так и останется со своими иллюзиями. Этим автор подчеркивает полную реалистичность описываемого. Настя так и не выберется из этого «болота», потому что, кроме фантазий, у нее ровным счетом ничего нет.
Наташа, пожалуй, самый светлый образ пьесы. Она тоже не сможет вырваться со «дна», так как среда полностью «поглощает» ее. Изначально эта девушка добра и отзывчива.
Именно она привела утешителя Луку, именно она обнаружила, что Анна скончалась, так как, видимо, только ей по-настоящему было дело до больной. Но спустя некоторое время Наталья оказывается сломленной. В конце четвертого акта она «мечется в беспамятстве» и предрекает себе невеселый конец: «Вот и я… когда-нибудь так же… в подвале… забитая».
И последний женский образ в пьесе — Василиса, сестра Наташи. У обеих героинь много общих черт характера — воля, прямота, самолюбие. Очевидно, некогда Василиса была такой же, как Наташа, а стала «зверем», «гадиной». Автор пытается объяснить ее характер словами Насти: «Озвереешь в такой жизни… привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Василиса тоже не сможет быть матерью, так как ненавидит своего мужа. Горький проводит перед читателем вереницу женских характеров, но он лишает их женственности, изящества и красоты, утверждая, что «внизу» все равны в своем горе, и даже сильные женщины сгибаются под этой непосильной тяжестью.
Женские образы этого произведения подчеркивают безысходность «дна», его ужасающую правду.
Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне»