Роман Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»
Хочется Вспомнить одну народную мудрость: «Жизнь прожить — не поле перейти». В самом деле, проложить ровную тропу через поле — и то нелегко, хотя границы его можно постигнуть зрением. А жизнь — вещь более сложная: не знаешь, где натолкнешься на камень, а где — не колдобину, встретишь в дороге добро или зло… Только сильный и добрый человек может пройти свой жизненный путь достойно, не растерявшись, не растратив духовных сокровищ, доброты и любви, достоинства и чести. В пословицах и поговорках наш народ воссоздал свой моральный кодекс: «Все хорошее перенимай, а зло избегай», «С кем поведешься, от того и наберешься», «Добро долго помнится, а зло еще дольше», «Уважай отца и мамочку, будет тебе везде: гладенько», «Доброе имя — лучше всех богатств»…
Афанасий Мирный и Иван Билык учились мудрости у своего народа. Доказательством этого есть и то, что роман «Разве ревут волы, как ясли полные?» густо наполнен поговорками и пословицами, и то, что одна из них стала названием произведения, и то, что мысли и расположения духа народа автор передал через своих персонажей.
Исповедовал ли в своей жизни эти святые моральные принципы главный герой: романа Чипка Варениченко? Нет, не исповедовал. Возможно, то, что он время от времени был весьма своевольным, делал переступи прадедовских законов, и привело его к моральному падению. Правда, на то были и другие причины, внешнего характера, которые усложняли путь Чипки, поэтому его судьба вызывает у читателей неоднозначные мысли.
«А недалеко от Песок стоит высокий крест, под которым тлеет восемь безвинных душ, утерянных в одну ночь страшным мужчиной…»
Сами авторы романа называют Чипку страшным мужчиной, хотя он считает себя правдолюбом и народным мстителем. А для меня Нечипор Вареник — вор, разбойник, пьяница и убийца, которому нет оправдания и который является «пропащей силой» не только потому, что возрос в тяжелых обстоятельствах. Ведь Грицку, например, из детства было еще тяжелее, чем Чепку — он был круглым сиротой. Возвратившись с заработков, Григорий основал хозяйство, вступил в брак с Христей, и стали они «между людьми хозяевами», «на все село парой». Это почему же Григорий не спустился на дно, как Чипка? Почему у Григория со своей женой «одна мысль, один совет»? А Чипка «не найдет когда и слова промолвить Гале» с тех пор, как избрали его в земство.
Сама Галя росла среди грабежа и пьянства, имела перед собой нехороший пример отца и матери, но сумела сохранить чистую душу. Зря уговаривает она мужа, не слушает он ее…
Какой же Правды искал Чипка, когда убил сторожа на хуторе, за что мстил невиновному мужчине, в чем провинилась перед ним семья того человека? Что же это за правда — убийство, грабеж? Чипка хочет «жизнь, как поле пройти», «ноги не уколов». Григорий, антипод Чипки, мог примириться со своим положением. Например, посватавшись к богатой девушке и получив тыкву, притих, присмирел да и вступил в брак на бедной сироте Христи. Он не грабил тех, кто вступил в брак и живет счастливо.
Дважды Чипка становился хозяином и дважды опускался к пьянству, кражам; и оба раза из-за того, что встречались ему на жизненном пути преграды, которые он не хотел одолевать.
Еще с детства Чипка был обижен на судьбу, «что поделила людей на хозяина и рабочего». Но же когда Чипка батрачил, то ничего не хотел делать, не слушал своего хозяина. По моему мнению, если уже он пошел в батрачество, то должен был стараться. Тем более, что «хозяин к нему сперва миром и лаской, показывает и рассказывает — как и что, и когда делать. Так же Чипка и знать ничего не хочет!» А потом еще и чуть не сжег хозяина. Бородай не заставлял Чипку тяжело работать, не издевался над ним. Зажиточный мужчина пожалел Мотрю и взял ее сына к себе в батрачество, хотя по селу и ходили слухи, что Чипка — чертенок и что у него на колене родинка — знак дьявола. Еще одна деталь в пользу Бородая: он не судился с матерью Чипки. Итак, он был хорошим человеком, а Чипка был плохим рабочим. Если ему не нравилась работа, то разве это означало, что нужно сжечь хозяину двор…
У Чипки с детства зародилась в сердце обида на всех, кому живется лучше, чем ему. Когда просился он пастухом, община отказала: «Молодой еще, ненадежный». И разве же и не правда?! К тому времени скот для крестьянина был всем — он кормил его самого, его семью. Как же доверить весь общественный скот Чипку, когда у своего первого хозяина Чипка чуть не устроил пожар? Я думаю, что если бы Чипка согласился снова стать пастушком, то он бы снискал общественное доверие. Но Варениченко, «так перетерпев зиму», уже хочет быть общественным чабаном!
«И община, вижу, живет несправедливостью…» — думает Чипка, которого «тяжело обидела общественная неправда». Вместо того, чтобы добросовестной работой заслужить доверие, снова обижается на людей.
Он не жалеет ни матери, ни жены. Взял у матери последние деньги, и не добившись земли, пропил их. Чипка — злой, очень злой человек, он ищет легкого хлеба в жизни, вместо того, чтобы бороться с трудностями; мстит за свои неудачи всем вокруг, считая, что «ровняет богатого с бедным».
«Когда же была правда на свете? Или, наверное, ее никогда не будет?» — спрашивает у Мотри Чипка. А горемычная Галя спрашивает у мужа: «А где же у тебя и правда? Где?» «И нечего Чипку ответить ей, так как и сам в гулянках забыл, к чему стремится и чего хочет…
Напьются С товарищами, да и ляпают языками за детство свое нуждающееся, за господина, у которого надо красть, так как он у людей покрал, о человеческой неправде и о земстве, которое не далось ему в руки».
«И временами, залив глаза, выкрикивает, что время бы и подвергнуть наказанию…» Кого? За что? Может, за то, что одни зарабатывают горьким потом на заработках деньги и покупают себе землю, а он не мог и свою отстоять? Или за то, что в земстве нет места убийцам?
А если бы было? Ведь те господа, которые служили в управе, также были не ангелами и покрывали друг друга. Если предположить, что господа закрыли бы глаза на его преступления, разве долго служил бы Чипка? И в управе столкнулся бы он с «неправдой», не раз и не два увидел бы социальную несправедливость, не раз и не два разочаровался бы в своих идеалах и столкнулся бы с продажными чиновниками. Страшно даже вообразить, как реагировал бы «страшный мужчина», наделенный властью, как «ровнял» бы богатых с бедными, как вел себя бы с теми чиновниками, которые имеют лучшие условия работы, большую зарплату, чем он…Думаю, даже оставшись в управе, не смог бы он завоевать человеческое доверие, а с его болезненным самолюбием он уже наверное воспринимал бы каждое замечание, как обиду. Долго ли служил бы там? Думаю, что он сразу захотел бы стать каким-то начальством, а получив отказ, покинул бы земство и спился.
Плачет несчастная Галя, жалуется и Григорий («Нет, Чипко, я у тебя через общество не хочу бывать»), да и мать просит, чтобы покинул управление, становился на хозяйство. Только Чипка больше склонен слушать тещу, которую он уважает; Мотня, Лушня, Крыса имеют на него большее влияние, чем Григорий. Когда срывается у Лушни с пьяного языка ерунда, он верит ей, и бросает матери в глаза, что она отравила Евдокию, не заступается за Мотрю, когда «товарищи» поднимают на нее руку…
Так и не увидела Мать добра от сына, доживала век в чужой хате. Мне искренне жаль ее, и еще Галю, которую он со своей «правдой» привел к самоубийству, и еще маленькую девочку, которая осталась сиротой, так как всех ее родственников вырезал «страшный мужчина». А Чипки мне не жаль. В народе говорят: никогда не принимай решения в гневе. Чипка же не задумывался, прежде чем сделать какой-либо шаг. Его сердце никогда не совещалось с умом, становилось слепым в злобе и часто вело на скользкую дорогу. Поэтому все его добрые намерения и помыслы были перечеркнуты ужасными поступками, кровавыми преступлениями. Народ, самый справедливый судья, говорит: «Добро долго помнится, а беда еще дольше». Об этом следует знать каждому.
Роман Афанасия Мирного «Разве ревут волы, как ясли полные?»