Роман Анны Зегерс «Доверие»
Широкий общественный интерес к этим книгам не находил, однако, отражения в средствах массовой информации — если не считать обсуждения в газете «Нойес Дойчланд» романа Анны Зегерс «Доверие» — и поэтому ограничивался лишь читательскими конференциями, клубными вечерами, беседами в дружеском кругу. Общественный резонанс был не столь громок и заметен. Однако именно эти книги положили начало тому, что позднее получило название «приглашение к диалогу».
Учитель Ванцка из книги Альфреда Вельма, Карл Эрп из романа Гюнтера де Бройна, «обыкновенные люди» из книги Вернера Бройнига (его роман так и назван) в конце 60-х годов «задались вопросами о том, что прежде находилось на периферии общественной жизни или оставалось подспудным». Тем самым они предопределили новое качество социального общения в условиях развитого социализма — и этот процесс получил свое дальнейшее продолжение.
Разумеется, и в 70-е годы еще оставался разрыв между возможностями «живой коммуникации произведений искусства и граждан нашего общества» и их действительной реализацией. Постановка острых проблем, неудовлетворенность достигнутым, новые инициативы служат в этом смысле не проявлением волюнтаризма, а важными компонентами социалистического общественного сознания, развивающегося в конкретных исторических условиях.
Симптоматичным для новых тенденций стал отклик на пьесу Ульриха Пленцдорфа «Новые страдания молодого В.».
Пьеса обращалась прежде всего к молодежному зрителю, который и «чувствовал себя от начала до конца непосредственным адресатом», но одновременно она требовала и от старшего поколения занять определенную позицию по затронутым проблемам, а кроме того, предполагала достаточно хорошее знание гетевского «Вертера».
Спектр различных суждений и оценок оказался чрезвычайно широким. Тут были и известные уже по дискуссии о романе Э. Штритматтера «Оле Бинкоп» недоуменные вопросы о том, почему положительный герой в пьесе гибнет, и желание действительно понять социальные проблемы, поднятые в обоих произведениях.
Однако по мере того, как пьеса Пленцдорфа переставала играть роль своего рода «отводного клапана» для страстных дискуссий, интерес к ней начал постепенно угасать.
В 1974 году пьеса «Новые страдания молодого В.» уже была вполне обычной по сравнению с остальным театральным репертуаром, но социальные вопросы, поднятые ею, продолжали привлекать внимание общественности.
Проблема литературного наследия, которой коснулась и пьеса Пленцдор-фа, занимала литературную общественность вплоть до середины 70-х годов.
Несмотря на известную поверхностность сопоставления Эдгара Вибо, героя пьесы Пленцдорфа, с Вертером — не говоря уж о том, что в пьесе нет попытки сравнить две совершенно различные эпохи, — само обращение Эдгара Вибо к роману Гете (в свое время этот драматургический ход также оспаривался) является фактом безусловно положительным.
Это оказалось симптоматичным для тенденций, наметившихся в театрах Германии в начале 70-х годов и сопровождавшихся широкой дискуссией об освоении гуманистического наследия обществом развитого социализма.
В ходе дискуссии высказывалась мысль о необходимости пересмотреть характерный для театральных постановок 40-х и 50-х годов подход, когда подчеркивался лишь воспитательный характер гуманистического наследия и его историческое значение 85, говорилось о необходимости пересмотреть и представление о том, что социалистическое общество является лишь «исполнителем» гуманистических заветов немецких классиков..
Роман Анны Зегерс «Доверие»