Роман «Братья Карамазовы» как педагогическая поэма
На первый взгляд, в названии как минимум два противоречия: само словосочетание Педагогическая поэма, если рассматривать современное значение слова Педагогика , оксюморонно, однако если обратиться к первичному значению слова , то противоречие снимается, так как, на наш взгляд, именно о таком отношении к детям и идет речь в последнем романе Ф. М. Достоевского. Второе противоречие — соединение по отношению к одному произведению двух жанровых названий — тоже поверхностно, так как слово «поэма» употреблено в переносном смысле .
Эта тема возникла неслучайно и вполне вписывается в общую тематику наших чтений, так как чтение Достоевского — это прежде всего процесс самопознания, а по роду деятельности, по социальному статусу и по мироощущению все мы здесь обучаемые и обучающие, Отцы и дети, воспитывающие и воспитываемые, поэтому «подойти» с этих позиций к прочтению романа «Братья Карамазовы» давно возникла необходимость.
Особенно интересно прочесть Роман с точки зрения отношения автора к воспитанию. На одном из форумов в Интернете можно прочесть следующее безапелляционное заявление: «Дети — это такие же люди, как и взрослые, но только еще лучше, чище, настолько чище, насколько не испорчены так называемым воспитанием. Лучшее воспитание — отсутствие любого активного, целенаправленного воспитания.
Даже великий Достоевский не признавал слова «воспитание». В письмах писал не «воспитывай», а «веди»».
Тут следует возразить обращением к письмам Достоевского, в одном из которых читаем: «…Смутно на душе и тоска. Думаю о вас, о Фединьке милом, который меня крестил, об ангеле моем Любочке и о тебе очень. Аня, милая, ради Бога, будь внимательна к ним.
Что ты их любишь, я знаю. Не кричи только на них и Веди их чисто»
Роман «Братья Карамазовы» как педагогическая поэма