Роман «Цифровая крепость» дебютное произведение Дэна Брауна
Медиавирусы на самом деле не так страшны, как их малюют. Считается, что если какая-то вещь слишком уж сильно разрекламирована, то отношение к ней у большинства людей будет предопределено в положительную или отрицательную сторону вне зависимости от истинных ее качеств. Но с этой напастью вполне можно бороться. У меня лично, например, метод такой: не знакомиться с активно обсуждаемым в массах объектом в начальный период или в пиковый момент «медиалихорадки» — зато, если интерес останется после того, как всеобщая увлеченность пойдет на спад, можно осторожно попробовать заветный плод «на вкус». В случае с популярными авторами я предпочитаю знакомиться с относительно неизвестными их творениями, чтобы составить более-менее независимое суждение. Так вышло и с Дэном Брауном, который написал роман Код да Винчи, ставший притчей во языцех в середине 2000-х годов: первым прочитанным мной романом Брауна стала «Цифровая крепость» — дебютное произведение автора, посвященное, в отличие от большинства его книг, не церковным тайнам, а государственным.
Главная героиня романа — Сьюзан Флетчер, молодая сотрудница отдела криптографии в Агенстве национальной безопасности США (АНБ). Несмотря на значительный объем романа, все действие занимает не более суток. Субботним днем готовящуюся к отдыху Сьюзан внезапно вызывают на работу. Заместитель директора АНБ Тревор Стратмор сообщает Сьюзан, что возникла критическая ситуация: новейший суперкомпьютер АНБ, щелкающий любую шифровку как грецкие орехи, не смог справиться с новым шифром, разработанным бывшим сотрудником их организации — японским ученым Энсеем Танкадо. Имеются все основания полагать, что Танкадо удалось создать абсолютно стойкий шифр, который не под силу взломать ни одному компьютеру. Стратмор боится, что «Цифровую крепость» — так называется шифр — на вооружение могут взять террористы и другие преступники: тогда их переписку невозможно будет прочитать, даже если удастся перехватить. Ситуация осложняется тем, что самого ученого уже нет в живых, и после него остались лишь два экземпляра ключа к шифру. Все зависит от того, в чьи руки первыми попадут эти ключи. И пока Сьюзан в поте лица трудится за компьютерным терминалом, пытаясь отследить первый экземпляр, на другом конце света его возлюбленный Дэвид Беккер, опять же по поручению АНБ, ведет охоту за вторым ключом…
Ознакомившись с книгой, я понял, почему читатели Брауна в основном делятся на два диаметрально противоположных лагеря: одни считают его романы настоящими шедеврами, другие относятся к этим «шедеврам», мягко говоря, скептически. Оказывается, дело зависит от того, под каким углом рассматривать книгу. Как простому читателю, давно не бравшей в руки хорошую беллетристику, «Цифровая крепость» доставила мне массу удовольствия высшего класса, и я ни секунду не жалею о том, что купил ее. Роман захватывает с первых страниц и читается залпом. События сменяют друг друга стремительно, нет «провисаний» действия и скучных моментов — читателя постоянно держат в приятном напряжении. Динамичный сюжет щедро присыпан познавательными фактами из различных областей — от криптографии до этнографии. В общем, по части читабельности жалоб никаких.
Может быть, если бы книга касалась не высоких технологий, а чего-то другого (той же религии, например), я остался бы в полном восторге. Но, увы, математика и компьютеры — как раз моя специальность. Поэтому взгляд не мог не зацепиться за очевидную некомпетентность автора в описываемой сфере. По части достоверности «Цифровая крепость» оставляет желать много лучшего: текст кишмя кишит неточностями, ошибками, а кое-где — откровенной выдумкой. Например, упоминаемого несколько раз «принципа Бергофского» в криптографии не существует вообще. Более того — утверждение, лежащее в основе сего «принципа», практически лишено смысла. Абсолютно гротескно и неправдоподобно выглядит сам суперкомпьютер «ТРАНСТЕКСТ», созданный для взлома ключей путем подбора всех вариантов.
Криптографические и программные «головоломки» и «загадки», которые долго и натужно решают высококвалифицированные специалисты, на самом деле находятся на уровне школьных азов. Ну и много всего прочего, что показывает нежелание автора разобраться в исследуемой области. В ворох нелепостей вносят свою лепту и переводчики: не делая различий между терминами «virus» (программа-вредитель) и «bug» (ошибка в коде программы), они оба слова перевели как «вирус», что породило много недоразумений в русском тексте.
Не меньше нареканий вызывает описание работы АНБ. Сотрудники одного из самых засекреченных и могущественных агентств США предстают в романе стереотипными до карикатурности персонажами с логикой пятнадцатилетних подростков. Не избежал сей участи даже сам директор АНБ. Вообще, несмотря на обилие беготни, диалогов и эмоций, ни один герой книги (включая саму Сьюзан) не создает впечатления «живости», оставаясь схематично наброшенным плоским характером, порой невыносимо раздражающим.
Итог: «Цифровая крепость» очень хороший роман, если смотреть на него как на развлекательное чтение. Если готовитесь к длительному перелету, лучшего варианта просто не найти. Но, увы, ничего сверх этого я в стилистике Брауна не увидел, хоть и надеялся: все-таки мировые бестселлеры, даже обруганные критикой, обычно имеют при себе еще кое-какие козыри, кроме высоких продаж и лихого сюжета…
Роман «Цифровая крепость» дебютное произведение Дэна Брауна