Роман И. А. Гончарова «Обломов» в программе МИРОС
Вертикальный принцип построения программы МИРОС является основополагающим: творчество наиболее значительных русских писателей изучается с 5-го по 11-й класс, что «позволяет с самого начала изучения творчества писателя в школе найти ключ к постижению его художественного мира, творческой манеры».
Этот принцип проявляется не только в том, что программа обращается в каждом следующем классе к новому для учеников произведению данного автора, но и в работе над одним крупным произведением в несколько этапов.
Так, впервые с отрывком из романа И. А. Гончарова » Обломов» » Сон Обломова» учащиеся знакомятся еще в 5-м классе в блоке произведений, посвященных теме детства.
В 8-м классе Роман изучается текстуально в ряду произведений, изображающих повседневную жизнь, но относящихся к разным литературным направлениям. Проблема человека и обстоятельств, система персонажей романа, роль детали в создании образа героя рассматриваются в процессе обсуждения романа. В результате у учащихся формируется представление о художественной системе И. А. Гончарова, особенностях его стиля и метода.
В 10-м классе — на новом этапе изучения русской литературы — возникает необходимость повторения произведения. К этому моменту приобретенные знания, как в области классической литературы, так и русской истории, позволяют вписать роман И. А. Гончарова в историко-литературный процесс, рассмотреть его с точки зрения традиций и новаторства, определить его место в общественно-политической жизни и культуре России XIX века в целом.
Предлагаемые материалы могут быть одним из вариантов такого повторения.
Система уроков по роману И. А. Гончарова » Обломов» в 10-м классе
Урок 1. Знакомство с героем .
Особенности стиля Гончарова: портрет, интерьер, работа писателя с художественной деталью.
Домашнее задание. Бекеша и халат. Роль предметной художественной детали у Н. В. Гоголя в «Повести о том, как поссорился…» и в романе И. А. Гончарова «Обломов».
Урок 2. История героя. Двенадцать лет в Петербурге. Гости Обломова.
Чем интересны, какую роль они играют в романе?
Урок 3. Сон Обломова. Обломов и Обломовка . Определение роли сна героя в художественной системе романа .
Урок 4. Обломов и Штольц. Два ответа на вопрос: «Как жить?».
Урок 5. Две истории любви. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына .
Урок 6. Обломов и Обломовщина. Споры о романе. Русская критика о романе.
План открытого урока по теме «Обломов и Штольц. Два ответа на вопрос: «Как жить?»»
1. Разминка
Понятие — Литературная пара.
Ученики приводят примеры: Онегин и Ленский; Татьяна и Ольга; Хорь и Калиныч; Обломов и Штольц.
Исходя из ответов учеников, возможен вариант : найдите лишнее!
Вывод. Эти герои разные, непохожие. Это прием в литературе не новый, это не открытие Гончарова; он нарочито, специально пользуется уже узнаваемым в литературе способом характеристики героя — сравнительной характеристикой.
2. Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.
Знакомство с героем
Как знакомит нас автор со Штольцем? Так же, как с Обломовым, или иначе?
О Штольце мы узнаем еще в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:
— в связи с гостями Обломова, которые ему «не по сердцу», в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого «любил искренне»; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;
— в связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;
— Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.
Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1-2 второй части, рассказывающие о Штольце.
Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шел процесс его воспитания.
Гончаров создает Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца все иначе.
Его воспитание — Трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь .
Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего «не вышло бурша», что заменило «узкую немецкую колею» на «широкую дорогу».
Штольц — Stolz . Оправдывает ли он свою фамилию?
Портрет Штольца
Определяющая черта .
Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.
Главное — рационализм и равновесие.
Чего больше всего боялся Штольц?
Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел «настоящий взгляд на жизнь» .
Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?
«Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно…» .
Так почему же Обломов и Штольц — друзья? Что, кто является центром дружбы?
Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, «чистое, светлое и доброе начало», лежащее в основании натуры Обломова, «исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо…»
3-4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.
Суть спора — КАК ЖИТЬ?! .
Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:
— Как возникает спор?
— Когда наступает перелом в споре?
В качестве «помощи» Обломову в споре можно вспомнить уже известное по седьмому классу стихотворение Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь званская» с его идеалом покоя, духовной свободы, уединения, поэзии, простых наслаждений. Ведь очень заманчиво обломовское: «…поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия.
Вольно людям искажать ее».
Если времени мало и класс сильный, можно сразу перейти к следующим вопросам.
Как каждый из героев выявился в споре?
С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?
Есть ли один ответ на этот вопрос?
А где же тут автор?
Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении дает возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого.
3. Итоги урока, возможный вывод учителя
Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане. В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А. И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».
И. А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него «ходульным» , декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.
Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И. С. Тургенева, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, то есть 1860-е годы.
Роман И. А. Гончарова «Обломов» в программе МИРОС