Романизированная художественная биография
Один из видов исторического повествования — романизированная художественная биография. От упрощенного подхода к оценке деятельности выдающихся людей прошлого, непомерной модернизации психологии, стимулов, мировоззрения героев биографических книг предостерегал В. И. Ленин: «Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками». Крупная творческая личность порождена своим временем и поясняет эпоху. Это диалектическое взаимодействие, отлично сформулированное Ю. Тыняновым («Я не отделяю в романе жизни героя от его творчества и не отделяю его творчества от истории его страны»), улавливают авторы лучших биографических повестей.
Прекрасный подарок читателям — повесть «Микеландже-ло», американского писателя Ирвинга Стоуна (р. 1903), представляющая собой сокращенный самим автором вариант большого романа «Муки и радости» (1961). В художественной интерпретации И. Стоуна долгая многотрудная жизнь одного из титанов итальянского Ренессанса — пример беззаветного служения гениального мастера-скульптора, живописца и архитектора своему искусству. Достоинство книги — точность исторических реалий, психологическая достоверность образа заглавного героя, раскрытие его творческой биографии в движении и развитии.
Всесторонняя оценка повести — в «Трех мнениях об одной книге». «Перед нами,- пишет И. Чернявская (с. 45),- не только великий талант, но прежде всего человек — страдающий, борющийся, любящий, ненавидящий, гордый, щедрый, ошибающийся, непримиримый,- словом, человек, обуреваемый страстями и умеющий справляться с ними. Гений и труд, удары судьбы и победы духа — вот что пронизывает повесть и делает ее увлекательной, хотя и трудной, как отмечают читатели. На мой взгляд, когда книга трудная, то это ее достоинство. Трудная книга заставляет читателя проделать умственную работу, проникнуть в сложный мир мыслей и чувств гения, понять, как много нужно иметь мужества, чтобы не пойти по проторенному пути, не приспособиться к «неудобной» жизни. Недаром читатели принимают нравственный подвиг Бетховена не менее серьезно, чем его революцию в музыке». Жизнеописания граничат с разными жанрами. Там, где невыдуманный деятель перестает быть «моногероем», художественно-биографический жанр сливается с историческим; там, где превалируют документальные факты,- с научно-художественным.
Много поучительных сведений выносят подростки из романов, посвященных значительным событиям истории народов Восточной Европы и национально-освободительной борьбе в колониальных и зависимых странах. Венгерский народ на протяжении столетий боролся за свою независимость. В XV веке король Матьяш вел успешные войны против турок и немцев и сумел создать сильное государство, сломив сопротивление властолюбивых князей. Пал Кйнижи, сын мельника, возведенный справедливым королем за боевые подвиги в ранг главнокомандующего,- легендарный герой со всеми достоинствами богатыря былинного эпоса. Повесть о его жизни и приключениях Шандора Татаи «Витязь с двумя мечами», выдержана в форме предания и ненавязчиво стилизована под народный сказ. Построена как цепь эпизодов о деяниях славного витязя, о его веселом товарище, «лежебоке короля» Буйко (образ, напоминающий Ламме Гудзакаиз «Легенды об Уленшпигеле»), и прекрасной Иоланке.
Классик литературы Геза Гардони (1863-1922) опубликовал в 1901 году свой лучший роман «Звезды Эгера», ставший любимой книгой нескольких поколений венгерской молодежи. В основу сюжета положена история героической обороны крепости Эгер от стотысячной турецкой армии в середине XVI века, когда решалась судьба Венгрии. Страна в то время была поделена на три части. Королем западных областей был австрийский герцог Фердинанд Габсбург, на. юге владычествовали турки, а на оставшейся территории, под именем короля Яноша Первого, правил богатейший венгерский помещик Янош Сапояи. Это он жестоко подавил крестьянское восстание Дердя Дожа и казнил венгерского Пугачева! Это он заключил дружеский союз с турецким султаном и поклялся ему в верности! А когда Янош Первый умер, турки решили покорить последние свободные земли Венгрии. Одна за другой сдавались венгерские крепости: Буда, Тамешвар, Солнок, и только под стенами Эгера-на стыке западной и восточной Венгрии — были остановлены турецкие войска. Малочисленный гарнизон при поддержке местного населения проявил чудеса храбрости. Защитой цитадели руководил офицер по имени Гергей Борнемисса, сын крепостного кузнеца, внук участника восстания Дердя Дожа. Национальный герой Венгрии Борнемисса-главное действующее лицо эпического сказания.
Хбллош Кбрвин Лайош (р. 1905), автор исторического романа «Сокровища Красной башни» (1954), рисует картину феодальной Венгрии на рубеже XVII-XVIII веков, с ее крепостным гнетом, господством религиозного фанатизма, жестокими притеснениями народа иноземными поработителями. На этом социальном фоне развертываются приключения двух бездомных мальчишек, которые случайно обнаруживают сокровища князя Ракоци и решают передать их повстанцам для покупки оружия. Такая завязка позволяет построить интригующий сюжет, насытить повествование интересным бытовым материалом, наряду с вымышленными персонажами ввести в действие подлинных исторических деятелей. После многих дорожных встреч с неизбежными приключениями подростки выполняют свой патриотический долг. Изображенные в романе события завершаются восстанием против династии Габсбургов под водительством Ференца Ракоци, сумевшего, правда на короткий срок, освободить почти всю территорию Венгрии и стать во главе государства.
…Прага начала XVII века. Блестящий двор имлератора Рудольфа II, прослывшего покровителем искусства. Карлов университет, где читают лекции лучшие профессора Европы. С разных концов света в Прагу съезжаются поэты и художники, ученые и шарлатаны. Знаменитый датский астроном Тихо Браге составляет императору гороскопы. Немецкий математик Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет, верит в колдовство и магию. Наука еще не отделилась от средневековой схоластики, астрономия еще связана с астрологией, алхимики еще пытаются превращать неблагородные металлы в благородные. Ученые верят в бога, но пытливая мысль уже начинает разрушать религиозный миф о происхождении человека и Вселенной. Чешский медик Есениус, один из основателей научной анатомии, подобно Браге и Кеплеру, не может полностью освободиться от предрассудков своего века, но, как ученый-экспериментатор, идет чисто материалистическим путем. Вопреки сопротивлению церковников, он устраивает в Праге публичный анатомический сеанс. Защищая свободу совести, ои не отступается от своих убеждений и теряет голову на плахе.
Романизированная художественная биография