Романтизм и ирония в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», » Станционный смотритель «, «Барышня-крестьянка». Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.
«Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои «Повестей
Белкина» счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
Пушкин высмеивает «романтические наклонности» своих героев, противопоставляет им здравый смысл, реальную жизнь со своими проблемами, своим сюжетом. Он разрешает банальные конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. От этого «Повести Белкина» имеют магнетическое влияние на читателя, который в начале повести может думать: «Хорошо, что я не на его месте», а в конце истории: «А как бы я поступил на месте героя»
В «Повестях Белкина» есть мрачное предсказание неразрешимости ситуации, печального ее конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, пусть даже это будут хлопотные будни, вселяют надежду на то, что каждый герой творец своего счастья.
А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести «Выстрел». В повести «Метель» роковая случайность метель, закружившая героев и «подменившая» женихов.
Марья Гавриловна Р., героиня «Метели», описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира.
Ее роман развивается по зако нам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с «почтовым ящиком» в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку…
В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает.
Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат… неизвестно на ком.
А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью.
Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга.
Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
Романтизм и ирония в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина