Романтизм и реализм в творчестве А. И. Куприна
Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в различных социальных средах, общался с самыми разными людьми. Куприн объездил всю Россию, меняя одну профессию за другой.
Он изучил страну и знал ее во всех качествах, любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их говор. Творчество Куприна по праву называют «энциклопедией жизневедения». Все окружающее, особенно человеческий быт, служили для него показателем внутренней жизни человека, объяснением его поведения. Писатель поражает нас своими познаниями в любой области жизни. Они находят особую ценность, потому что это жизненные наблюдения Куприна.
Это и придает прозе Куприна богатство реалистического отражения жизни. Например, в рассказе «Анафема» Куприн показал себя блестящим знатоком церковной службы с ее «Крюковскими» распевами, Требником, канонам.
В «Поединке» и в цикле военных рассказов Куприн — непревзойденный знаток армейской службы и судьбы солдат. Обо всем он пишет, как знаток, — о цирке, актерской работе, охоте, о животных. А в книге «Киевские типы» Куприн предстает перед нами как проницательный наблюдатель, сумевший вникнуть в душевный мир разных людей, создать целую галерею киевских обывателей. Поэтому мы с уверенностью можем говорить о таланте Куприна-реалиста.
Но, читая его произведения, мы видим в них и другую сторону — романтическую. Куприн повсюду искал ту силу, которая могла бы поднять человека, помочь ему найти внутреннее совершенство и счастье. Такой силой могла стать любовь к человеку.
Именно этим чувством пронизаны повести и рассказы Куприна. Человеколюбие можно назвать главной темой таких произведений, как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор» и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. А для реализации своей гуманистической идеи писатель использует романтические художественные средства.
Куприн зачастую идеализирует своих героев или наделяет их почти неземными чувствами ( Желтков из «Гранатового браслета». Очень часто романтическими бывают финалы произведений Куприна. Так, например, Олесю выгоняют из общества вновь, но на этот раз она вынуждена уехать, то есть покинуть далекий ей мир.
Ромашов из «Поединка» уходит от действительности, полностью погружаясь в свой внутренний мир. Затем в поединке с жизнью он погибает, не вынося мучительной раздвоенности. Желтков в рассказе » Гранатовый браслет «воодушевлен, когда теряет смысл жизни. Он бежит от своей любви, благословляя свою любимую: «Да святится имя твое».
В романтические тона окрашена у Куприна тема любви. О ней он говорит благоговейно. О своем «Гранатовом браслете» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Это замечательное повествование о любви, выражаясь словами самого Куприна — «великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной доброте и вечной красоте, заключенными в женщине».
Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой яркий образец романтической традиции. Это говорит нам о умении Куприна видеть в реальности поэтически возвышенное, а в человеке — лучшее и чистое. Поэтому мы можем назвать этого писателя и реалистом и романтиком одновременно.
Романтизм и реализм в творчестве А. И. Куприна