Рождение слова на уроках творчества
Обращение к тому или иному жанру предполагает как освоение учеником определенной поэтической формы, так и проникновение в связанное с этим жанром мироощущение.
Например, при написании «японских» трехстиший важен не столько подсчет слогов и традиционный для японской поэзии образно-символический ряд, сколько овладение такими вещами, как ассоциативная связь между строками , принципиальная открытость текста , устранение эгоцентрической позиции . Последнее наиболее сложно для подростков 12-13 лет.
Вот несколько примеров, которые показались нам наиболее удачными.
Белая птица Не видна на белом снегу Зимним днем.
Первый снег. Хижины пусты В раннее Утро.
Почему же так быстро Длинная, долгая осень наступила? Внезапная грусть.
Мне захотелось танцевать. Уже так много времени прошло, Как наступила осень.
Обратим внимание на то, что в трехстишиях Егора Щ. и Леши Ф. сделана попытка сохранить традиционный для японской поэзии круг образов, и они являются скорее стилизаторскими; стихи Яны Ч. в этом отношении нейтральны, а в стихотворении Захара Р. звучит мотив, не характерный для японской поэзии , и самовыражение преобладает над стилизаторством. Но во всех случаях соблюдаются главные законы хокку: открытость текста, ассоциативность, передача чувства и мысли через предметную деталь.
Если говорить о теоретических аспектах проблемы литературного творчества, то следует отметить, что оно включает в себя:
интерпретацию ; стилизацию ; собственно литературное творчество .
Произведение, создаваемое учеником в заданном жанре, находится на границе двух последних видов работы, в нем может преобладать одна или другая сторона. Но и в самых «чистых» по этой классификации работах всегда присутствуют два аспекта: ребенок учится выражать себя и учится читать чужой текст и соотносить себя с этим текстом. Соединение этих аспектов приводит к тому, что ученик Приобретает навык выражать себя на языке культуры.
А в этом и есть, по большому счету, цель нашей деятельности.
Для тех, кто решится последовать нашему примеру и займется с детьми литературным творчеством, дадим несколько методических советов.
Чтобы Дети писали не формально, чтобы в процессе творчества раскрывался их внутренний потенциал, важно «заразить» ребенка темой, заинтересовать. Иногда это единый для всех способ , иногда — индивидуальный, когда каждый ученик получает конверт с картинкой или фотографией, которая, на ваш взгляд, способна дать толчок его вдохновению. Индивидуальное задание необходимо сопроводить каким-то обращением, напутствием лично этому ученику. Урок подготовки к написанию творческой работы очень важен.
Описание событий в романах и других произведениях не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, создать настрой, «раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и образный материал. Путь к собственному творчеству лежит через этап «насыщения» текстами.
Однако важно, чтобы процесс письма не превратился в деятельность по образцу. Система должна быть как минимум трехступенчатой: мое слово — слово писателя — мое слово. Нужно четко определить, в какой степени важно на данном этапе владение поэтической формой. Работа над формой более продуктивна в 5-х и 8-х классах, шести-семиклассники настолько погружены в проблемы самореализации, что оттачивание техники стиха едва ли способно их увлечь. Однако мягко и деликатно эта работа может проводиться на протяжении всего обучения.
Для стимулирования творческой деятельности ученика важен этап социализации: чтение работ на уроке. Чтения вслух, правда, в 7-8-м классе ученики начинают стесняться, поэтому устная социализация может быть заменена публикацией работ . При современных возможностях компьютера можно выпускать книги ученических работ или помещать их на школьный сайт. Это создает огромный стимул для творчества: увидеть свою работу красиво изданной хотят все.
Можно ли оценивать литературно-творческие работы? Требовать обязательности выполнения задания от всех? Это зависит от того, что это за работа, что в ней проверяется.
Если это овладение жанром , формальными умениями или художественным приемом , то обязательность и дифференцированная оценка возможны; если же работа в большей степени требует вдохновения, то, конечно, ее выполнение добровольно и оценивается только высшим баллом или не оценивается вообще. Анализ учителем или самими детьми их произведений — способ поднять в глазах учеников престиж их творчества, преодолеть разрыв между литературой и собственным словом. Работы учеников могут оцениваться по самым высоким критериям, однако при этом важно подчеркивать достоинства и находки, а не недостатки.
Во тьме ночной, На улицах Парижа Я видел ангела. Среди намокших черных улиц, Среди пустынных арок сквозь дома Ходил он с флейтою своей И напевал одну из песен, Посвященных этому Парижу. Но вот произошло несчастье, Куда-то делся голос, Улетел на небеса, Куда и ангелу давно пора, Куда нам всем идет дорога. И ангел улетел туда; Не скоро я услышу этот голос На улицах Парижа, Среди намокших черных улиц, Среди пустынных арок сквозь дома.
Жизнь
Какой прелестный день Сияет все вокруг Легка как на помине Ласточка летала Ей делать нечего Все потому, что Некий мир сошел с ума Все крутится, поет, Летает и шумит. Мир полон красок! Какой прекрасный день Сказала я И повторила про себя С усмешкой.
Чрез привычные оковы пробивается она. Она не она, Она это жизнь. На востоке в пустыне можно видеть ее, Миражом или птицей, Парящей в заре. Она легче, чем смерть, Она труднее, чем вздох, Но есть одно, что никто не может отнять, — Это жизнь, и она ей живет.
Рождение слова на уроках творчества