Русская поэзия середины-конца 20 века
Середина-конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей.
Выходили новые сборники стихов, которые буквально сметались с прилавков магазинов. В журналах и альманахах увеличивалась площадь, которую отдавали под стихи. В это же время был основан и в течение ряда лет выходил альманах «День поэзии», который пользовался огромной популярностью.
Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства. Все выдающиеся успехи науки и техники того времени оказали влияние на сознание общества, а потому поэты не смогли обойти их стороной: Что-то физики В почете, Что-то лирики В загоне, -… В это время вновь проявляют себя поэты, известные в 20-30 годы .
Но главная роль в поэтическом бунте этого времени, конечно же, принадлежала молодым. Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р. Рождественский, Б. Ахмадуллина, Евг.
Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию . В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни — Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Возрождается и авангардистская поэзия, хотя печатается очень мало.
Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени. А. Вознесенский — поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским. «Я в Шушенском» и «Когда написал я Вяземскому» — такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику. Вознесенский — поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения.
Отсюда — стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи: Прославленная тень! О чем кричит надсадно Пластинка — как мишень, Пробитая в «десятку»? Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: «Россия, любимая, с этим не шутят.
Все боли твои — меня болью пронзили». Вознесенский — поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. И желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения «Из ташкентского репортажа», написанное о страшном землетрясении 1966 года. Необычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся странными: люди помнили ужас этой катастрофы. Вознесенский — автор поэтических сборников «Треуголная груша», «Антимиры», «Тень звука», «Дубовый щит виолончельный», «Витражных дел мастер», «Ров».
Также он является создателем жанра видеом, возникших на стыке поэзии и живописи. Другим ярким представителем поэзии этого времени является Евгений Евтушенко. Он уже поэт-публицист.
Его интересуют все проблемы современности: политические, социальные, нравственные. Сам поэт пишет об этом так: Моя поэзия, как Золушка, Забыв про самое свое, Стирает каждый день, Чуть зорюшка, эпохи грязное белье. В центре внимания поэта весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по Лене. Он на себе испытывает, ощущает пеструю, шумную и трагическую жизнь 20 века.
Его интересует и волнует все то, что волнует его современников. Но, надо сказать, что публицист-Евтушенко уживается с лириком-Евтушенко. Именно это соединение публицистики с лирикой обеспечило ему небывалую популярность в середине-конце 20 века. Он очень конкретен в своих стихах.
Как правило, идет от запоминающейся, броской детали, которую можно даже услышать: Проклятье века — это спешка, И человек, стирая пот, По жизни мечется, как пешка, Попав затравленно в цейтнот. Здесь мы видим характерную особенность стихов Евтушенко — рваный ритм, который передает темы жизни людей и даже нервные интонации в их речи. Являясь популярным поэтом, Евтушенко все же вызывал различное отношение у людей, вернее, не он сам, а его творчество. Люди восхищались его оригинальными, образными строчками, но видели чрезмерные и неоправданные банальности. Своеобразной вершиной поэтического творчества Евтушенко явилась поэма «Братская ГЭС», в которой прозвучала гуманистическая мысль: «Не будет в душах света, нам не помогут никакие ГЭС».
Евтушенко является автором сборников «Шоссе энтузиастов», «Нежность», «Катер связи» и других. В 1970-1980-е года он пишет поэмы «Леана и нейтронная бомба», «Фуку», роман «Ягодные места». Вообще, Евтушенко очень интересная личность, широко образованная, многосторонняя. Ведь он является не только поэтом, но и мастером художественной фотографии, киноактером, режиссером и критиком.
И он же является создателем уникальной антологии русской поэзии. Итак, мы видим, что ведущим жанром в поэзии середины-конца 20 века была лирика — гражданская, философская, любовная, пейзажная и т. д. Актуальность, многообразие поэтов, высокий уровень стихотворного мастерства — все это отличительные черты русской поэзии того времени.
Русская поэзия середины-конца 20 века