• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Cочинения по литературе > Русская революция в творчестве Андрея Белого («Пепел» и «Петербург»)

 

Русская революция в творчестве Андрея Белого («Пепел» и «Петербург»)

Книга стихов Андрея Белого «Пепел» вышла в 1909 г., через два года после окончания первой русской революции. Она посвящена памяти Некрасова и открывается эпиграфом из его стихотворения.

Казалось бы, этого достаточно, чтобы воспринять «Пепел» как произведение, близкое демократическим настроениям русской интеллигенции. Однако некрасовский эпиграф гласит: Мать-отчизна! Дойду до могилы, Не дождавшись свободы твоей! Похоже, что и Белый в 1909г. не слишком надеялся дожить до свободы.

По крайней мере, стихотворения, собранные им под обложкой «Пепла», вряд ли можно назвать оптимистическими. Не случайно уже первое из них так и называется — «Отчаяние».

И в нем Белый призывает свой «бедный народ» рассеяться, а Россию — «исчезнуть в пространство». Какая уж тут свобода! Не прибавляют веры в Россию и ее грядущее освобождение и следующие стихи «Пепла».

Так, в «Деревне» живет немой народ, который переживает «недород за недородом», который пожирают болезни. А в стихотворении «На вольном просторе» желанная и свободная воля открывает перед поэтом только холодную бледную даль. И он плачет от охватившей его боли и безысходности. Потом в «Пепле» один за другим появляются герои. Сначала это одинокий телеграфист, жизнь которого — холодная и тоскливая бессмыслица. В стихотворениях «Веселье на Руси» и «Песенка комаринская» описывается деревенское пьянство. Многие стихи, книги посвящены арестантам и беглым каторжникам.

Позднее Белый даже собрал эти стихи в поэму-цикл. Во многих стихотворениях «Пепла» люди пляшут, но эти лихие и пьяные пляски больше всего напоминают знаменитые «пляски смерти». В городках и в больших городах жизнь ничуть не лучше.

Даже если Белый описывает праздники, то это чаще всего злой маскарад, на котором обязательно появляется гостья-смерть. На улицах его города пусто и холодно, но всегда может вспыхнуть пожар. Или пройти похоронная процессия. Стихотворение, описывающее революционную демонстрацию рабочих, поэт так и называет — «Похороны».

В городских стихах книги «Пепел» появляется и образ «красного домино» — роковой фигуры, появляющейся на балу и символизирующей грядущую смерть всех собравшихся. Этот образ напоминает нам новеллу Эдгара По «Маска красной смерти». Но у американского писателя перед нами смерть вообще, а в книге Белого. она связана с революционными событиями. По мнению поэта, они ничего не дают людям, кроме многочисленных смертей и похорон.

Красное домино появляется затем и в главном романе Андрея Белого, написанном несколькими годами позже,- романе «Петербург». Здесь, правда, мы точно знаем, кто носит этот зловещий маскарадный костюм. Но атмосфера книги настолько таинственная и зловещая, что мы тоже начинаем сомневаться, действительно ли домино, — это Николай Аполлонович Аблеухов, решивший таким переодеванием напугать свою неверную возлюбленную. Тем более что на балу к его танцу присоединяются ничем не объяснимые черные монахи. В общем, перед нами не просто переодетый герой романа, но и символ страшного времени «между двух революций», когда Россия теряла последние надежды на свое будущее. Правда, в «Петербурге» главной угрозой миру Белому кажется «желтая опасность», наступающая на Россию и Европу с Востока. Но то, что она таится и в русском человеке, он прекрасно показал и в «Петербурге», и в «Пепле».

Недаром выведенные в романе революционеры-террористы столь несимпатичны. Больше того — их вожди оказываются связанными с охранкой. А рабочие с петербургских окраин в этой книге показаны бунтующей толпой, готовой, как и террористы, к разным преступлениям. …Следующую русскую революцию — 1917 г. — Белый приветствовал поэмой «Христос воскрес». Ему казалось тогда, что победу большевиков можно сравнить с Христовым Воскресением.

Но очень скоро поэт, мечтатель и идеалист, понял, что все не так просто. Расстрелов в стране меньше не стало, а вот художнику стало жить намного труднее.

Белый даже отправляется за границу, но жить без России он не мог и вскоре вернулся на Родину. Его печатали, но критика относилась к нему очень сурово.

По сути дела, до конца своей жизни Андрей Белый оставался внутренним эмигрантом. Так что его предвидение, так сильно высказанное в «Пепле» и «Петербурге», оказалось пророческим, в том числе и для него самого.



Русская революция в творчестве Андрея Белого («Пепел» и «Петербург»)

Другие сочинения по теме:

  1. Речевой ритм романа Андрея Белого «Петербург» В «страшном» открываются, таким образом, какие-то частицы «нестрашного», даже «доброго». Это — особый вид морально-эстетического облегчения, разрешения, вносящий в музыкальный...
  2. Лирическая стихия в романе «Петербург» Андрея Белого Стилистика названий, которыми обозначал Белый главы «Петербурга», имеет именно такой характер. Это длинные названия явно и демонстративно стилизованные под старину,...
  3. Поэтика романа «Петербург» Андрея Белого Ритмообразующая мелодическая поэтика «Петербурга» отражается, в частности, и на его пунктуации. Лирические волны в этом романе тяготеют к плавному и...
  4. «Котик Летаев» оригинальное произведение Андрея Белого Котик Летаев — самое оригинальное и ни на что не похожее произведение Белого. Это история его собственного младенчества и начинается...
  5. Рассказывая о жизни Андрея Белого Блок был величайшим, но Андрей Белый, конечно же, самым оригинальным и самым влиятельным из всех символистов. В отличие от Блока,...
  6. Драматическое столкновение сил в пейзажах Андрея Белого При этом описательный пейзаж переводится в повествовательный, в своего рода «пейзажный сюжет»! Образность, строящая этот сюжет, сложна, многозначна и, конечно,...
  7. Краткое содержание романа Белого «Петербург» Аполлон Аполлонович Аблеухов сенатор весьма почтенного рода: он имеет своим предком Адама. Впрочем, если говорить о временах не столь отдаленных,...
  8. «Орнаментальная проза» Андрея Белого В предисловии к первому своему прозаическому произведению (Драматическая симфония) Белый говорит: «Эта вещь имеет три смысла: музыкальный смысл, сатирический смысл...
  9. Описание Петербурга в произведениях Андрея Белого Вряд ли будет сильным преувеличением сказать, что Петербург Андрея Белого вырос из Достоевского, по крайней мере, последний сильно на него...
  10. Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня Революция в творчестве Александра Блока Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю Все равно: принимаю тебя!...
  11. Размышления о творчестве Андрея Зорина «Игровой» подход к поэме, впрочем, скорее исключение — «веселая» наука еще недостаточно авторитетна в России. Андрей Зорин рассматривает поэму Вен....
  12. Русская интеллигенция в творчестве Вересаева Обратившись к изображению людей, куда менее ему знакомых, нежели интеллигенты, он еще строже придерживается фактического материала. За образами Андрея Ивановича...
  13. Русская народная поэзия и ее отображение в творчестве Пушкина В свадебных песнях и причитаниях терем — это опоэтизированное пространство человеческого мира; как и в волшебной сказке, в нем сочетаются...
  14. Краткое содержание романа Жеромского «Пепел» Время действия романа — 1797-1812 гг., пятнадцатилетие после неудавшегося восстания Тадеуша Костюшко и третьего (1795) раздела Польши между Пруссией, Австрией...
  15. Русская литература, классическая и русская и современная В каждой из европейских стран, и до 1945 года были видные писатели-демократы, духовно близкие русской литературе, испытавшие ее влияние. После...
  16. Пророчества о духовном возрождении России в романе «Петербург» Это трактуется Белым на почве национально русской идее. И в последнем абзаце «Трагедии творчества»: «Не Петербург, не Москва — Россия;...
  17. Размышление: А. Блок и революция Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блоковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и...
  18. «Город полусумасшедших». Петербург Достоевского Цель урока — показать специфику Петербурга Достоевского, поэтому можно использовать прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам. Петербург давно...
  19. Родина и революция в лирике С. А. Есенина Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? С. Есенин Очень своеобразный и противоречивый поэт, бунтарь и лирик — Есенин бесконечно...
  20. Стилистические особенности критической прозы А. Белого Критическая проза Белого необычайно широка и разнообразна по содержанию и жанрово-тематическому диапазону. Целая серия малых и больших его статей, как...
« Как правильно написать сочинение
Краткое содержание пьесы Шварца «Голый король» »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения