Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности. В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом.
Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено. Сам Некрасов говорил, что он собирал ее «по словечку в течение двадцати лет». «Я задумал изложить, — писал поэт — все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…».
Главный герой поэмы — русский народ. Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы.
Это и центральные герои , и эпизодические , и «многоголосье» толпы . На первый план Некрасов выводит натуры героические. Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий.
О них рассказывается в части «Крестьянка» — единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос — это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни. Отсюда «Крестьянка» — еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах. Корчагина — одна из кандидатов в «счастливые», которых ищет автор и герои поэмы.
Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: «Не дело — между бабами Счастливую искать!..». Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство. С пяти лет ее начали приучать к посильному труду : Так к делу приобыкла я…
И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне — ей попался добрый и любящий муж. Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива.
Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец. По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами .
Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, «бог сибирской язвою нас трижды посетил». Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны — это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания.
Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале «Крестьянки» эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору — сбора урожая: … Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры! Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит: В рабстве спасенное, сердце свободное, Золото, золото, сердце народное. Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы — «Савелию, богатырю святорусскому». Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой.
Этот «счастливец» двадцать лет провел на каторге. Пострадал он за общее дело, за правду — стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. «Клейменный, да не раб», — с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода — одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.
Прежде всего, Савелий — это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека.
И поэтому Савелий назван именно «святорусским» богатырем. Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер: За все страдное, русское Крестьянство я молюсь.
Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания , тяготение к добровольному холопству , узость мышления , склонность к предательству . В результате автор рисует противоречивый образ русского народа, сочетающий в себе протест и пассивность, упорство и мягкотелость, решимость и долготерпение.
Вот и получается, что Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»