Русский постмодернизм: роман Андрея Битова «Оглашенные»
Позднее, чем за рубежом, появился в русской литературе экологический постмодернизм. Его возникновение связано с поисками позитивной модели существования человечества, становлением экологической эстетики. «Экологическая эстетика своими специфическими средствами исследует глобальную проблему взаимосвязей человека и природы в контексте культуры. Современный этап ее развития выходит далеко за рамки традиционного рассмотрения темы природы в искусстве и связан, прежде всего, с попытками построения концептуальной философской модели эстетики природы» 283, с. 200.
Трактовка окружающей среды как эстетического объекта — центральное положение «экологов».
Первое произведение русского экологического постмодернизма — роман Андрея Битова «Оглашенные».
Роман-странствие «Оглашенные» создавался на протяжении двадцати шести лет , отдельные его части появлялись в печати. Но лишь в окончательном виде текст со всей определенностью обнаружил свою постмодернистскую принадлежность. Книга состоит из двух основных частей.
В первую входят две повести Битова — «Птицы, или Оглашение человека», «Человек в пейзаже» и роман «Ожидание обезьян», вторая представляет собой интерпретации би-товской трилогии, рассуждения о поднимаемых в ней проблемах, принадлежащие Автору, Герою, Критику, Переводчику, Литературоведу, Богослову, Экологу, Кентавристу, Эсхатологу, Ребенку, Физику, Компьютеру, Композитору, Архитектору, Психиатру.
В отличие от Галковского Битов не имитирует рецензии, а в сокращенном виде приводит публикации, принадлежащие реальным людям», либо интерпретации, специально подготовленные для полного Имеется в виду прежде всего духовное странничество.
Льву Аннинскому, Владимиру Бондаренко, Вячеславу Курицыну, Наталье Ивановой, Андрею Немзеру, Дмитрию Бавильскому, Джону Банвиллю, Кристиану Кэрилу, Д. М. Томасу, Бруку Аллену. Включение в текст романа рецензий, посвященных только «Ожиданию обезьян», представляется неоправданным, ибо, оказываясь лишь частью «Оглашенных», роман начинает звучать по-новому. Издания романа опять-таки реальными людьми.
Это новый способ стирания границ между литературой и другими областями знания. «Соавторы» не только комментируют битовскую прозу, но и дополняют и углубляют ее, выводят на иные уровни осмысления рассматриваемых проблем. Оставлена пустая страница и для Читателя, которого как бы подталкивают вписать о книге собственное мнение.
Роман включает также «Краткое послесловие, или Запоздалый эпиграф», список «Действующих лиц и исполнителей», Таблицу амбиций»; составной его частью являются рисунки «митьков» Ольги и Александра Флоренских, графика Резо Габриадзе, работы Левана Габри-адзе, Артема Гордеева, Михаила Пекло. «Краткое послесловие» — это монтаж цитат, которые воспроизводят разные точки зрения на человека. Из списка «Действующих лиц…» можно получить более конкретизированное представление о «соавторах» Битова. Таблица амбиций» — иронический комментарий имен собственных, встречающихся в трилогии.
Помимо общепринятого последовательного способа чтения, писатель в духе постмодернистской игры предлагает еще 22 «с лишним» способа чтения, нацеливая на нелинейный подход к произведению, восприятие его смысловой множественности.
В двух первых повестях «Оглашенных» сохраняется иллюзия «все, как в жизни», в третьем произведении Битов обнажает «технологию» создания художественных образов. Мало того, что автор раздвоен, причем Я и Он пребывают между собой в конфликтных отношениях, он еще и «расчетверен»: сводит воедино героев «Птиц» и «Человека в пейзаже» Д. Д. и П. П. , т. е. свои ипостаси «ученого»/» Фауста » и «художника»/»Мефистофеля», которые могут меняться ролями.
Русский постмодернизм: роман Андрея Битова «Оглашенные»