Рыцарский роман средневековья и его основные циклы
1. История развития — раньше всего появились во Франции. Сначала — обработки произведений античной литературы (брали любовную историю, приключения, мифологию убирали)
· «Роман об Александре Македонском» — «предроман»: любовной темы нет, но показан верх земного величия и власть судьбы над ним → «александрийский стих»: парные рифмованные 12-тисложные стихи с цензурой после 6-го слога (в отличие от других р. р.) · «Роман об Энее» XII — с «Энеиды» — на первом месте 2 любовных эпизода: Дидона-Эней (разработан Вергилием) и Эней-Лавиния (1600 стихов) · «Роман о Трое» Бенуа де Сент-Мор — гигантский (30 тыс. стихов) — не по Гомеру, а по подложной лат. троянской хронике → носители высшей доблести — троянцы
2. Из кельтских народных сказаний, насыщенных эротикой (→как отступление от норм) и фантастикой (→сверхъестественное). Дошли через УТ и через легендарные хроники
· артуровские романы: Гальфрид Монмутский «История королей Британии» XII — лат. хроника — псевдоисторическая рамка. Про круглый стол придумали переводчики на европ. языки → «романы Круглого стола». Двор короля Артура представлялся как средоточие идеального рыцарства. Создан фантастический мир с волшебными источниками, феями, великанами, прекрасными девушками в беде, ожидающих помощи рыцаря
Бретонские повести:
· бретонские лэ · группа романов о Тристане и Изольде романы Крестьена де Труа · собственно артуровские романы · цикл романов о св. Граале
3. Мария Французская — англо-нормандская поэтесса — сборник из 12 лэ ~1180 (стихотворных новелл любовного и фантастического содержания). Сюжеты из бретонских песен она переносит во французскую действительность. Оболочка рыцарского содержания прикрывает общечеловеческое содержание: насилие над естественным чувством. Любовь для нее — не служение даме и не бурная роковая страсть, а природное влечение друг к другу сердец.
5. византийские романы
· развились немного позже остальных · это романы превратностей, приключений, сюжеты построены на мотивах из византийского романа: кораблекрушения, похищения пиратами, узнавания, насильственная разлука и счастливая встреча любящих · во Францию эти темы попадали через УТ, крестоносцами из южной Италии, редко из книг · характерно приближение к обыденной жизни · типичны «идиллические» романы, с одним и тем же сюжетом (2 ребенка росли вместе)
5. пародии на рыцарские романы
· «Окассен и Николет» — песня-сказка нXIII. Форма чередования стихов и прозы. Насмешка над феодальными и рыцарскими принципами. Флуар не похож на рыцаря. · «Мул без узды» Пайен де Мезьер — шуточный монтаж из эпизодов и мотивов Кретьена.
2. особенности, отличия от эпоса:
· тема любви в возвышенном смысле · фантастика = сверхъестественное (сказочное, не христианское) и необычайное, исключительное, приподнимающее героя над обыденностью · все это в форме авантюр (приключений) · подвиги совершаются во имя личной славы · рыцарство мыслится как учреждение вне места и времени → все эпохи изображаются равными современности · монологи, в которых анализируются душевные переживания · живые диалоги · изображение внешности персонажей · подробное описание обстановки
Рыцарский роман средневековья и его основные циклы