Сатирические образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
На протяжении веков литература, словно зеркало, отражала реальность мира, изобличала все ее ошибки. Литература возбуждала в людях презрение к порокам, разжигала неприязнь к несовершенству одной личности, указывала на язвы целого общества. Авторы подбирали тонкие, острые слова, сочетали и комбинировали приемы, чтобы зацепить читателя глубже, заставить его задуматься.
Так родилась сатира — разновидность литературы, обличающая действительность. За время своего существования сатира создала уникальною художественную палитру, которая помогает автору добиться иронического восприятия того или иного героя или сцены: абсурды, «говорящие фамилии», незначительные детали, гиперболы . В середине девятнадцатого века русская сатира переживает свой расцвет.
Она проникает в романы и драмы. Сильнейшая социальная напряженность, столкновение нового и старого идеологических течений оказываются в эпицентре литературных произведений. Средством оценки отрицательных сторон «нового человека» и «предшественника» стала сатира. Например, для характеристики нового поколения в романе Тургенева «Отцы и дети» она применялась к конкретным образам: Кукшиной и Ситникова. Сочетания приемов комического не позволяют читателю воспринять их двояко.
Персонажи являются своеобразными шаржами на нигилистов, обнажая невежество пародируемого. Благодаря портрету Кукшиной, включающему ряд незаметных, но значимых деталей читатель сразу воспринимает персонаж несерьезно, с невольным презрением. Да и фамилия удачно дополняет портрет. В старину кукшей называли неопрятно, неуклюже одетую женщину. Завершают комичность образа абсурды: «Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санда.
Отсталая женщина и больше ничего! Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем!», «А вы занимаетесь химией? Это моя страсть.
Я даже сама выдумала одну мастику. И знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головки, чтоб не ломались».
Аналогично выстраивается и описание Ситникова. Этого персонажа автор тоже наделил «говорящей» фамилией. По церковно-славянскому словарю, слово «ситник» означает речную траву, даваемую в корм коровам. Даже его портрет вызывает неприязнь и чувство отвращения: «Тревожное и тупое выражение скрывалось в чертах его прилизанного лица». В этом герое раздражает все: его голос , поведение , отсутствие собственного мнения .
Внимание читателей акцентируется на необразованности, невоспитанности героев, которую они отчаянно пытаются выдать за слишком глубокое понимание предмета. Кукшина и Ситников упиваются своей «уникальностью», «избранностью». Они прикрывают свою неграмотность принадлежностью к модному направлению, которое возвышает их в собственных глазах.
Что возвращает нас к словам, сказанным Павлом Петровичем: «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! — и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».
Для Кукшиной и Ситникова это всего лишь оправдание собственной несостоятельности. Убеждает нас во мнении о персонажах и презрительное отношение к ним идейного «учителя» нигилизма, главного героя романа — Базарова. Называя себя «учениками» эти персонажи доводят до абсурда идеи, искажая их и придавая им нелепость.
Они мнят себя распространителями учения, которого, в сущности, не понимают. Сам же Базаров на их фоне выглядит бездушным манипулятором. Для него они лишь средство достижения цели — безымянная масса, созванная для того, чтобы «обжигать горшки». Роман Тургенева, написанный в 1861 году, вызвал множество споров и дискуссий.
Проблематика, раскрытая в романе, близка и современному читателю. До сих пор найдутся те, кто будет с неизмеримой гордыней стремиться подчинить себе других, не рассуждая, а настаивая, как и те, которые пойдут за ними, не ради идеи, а ради моды.
Сатирические образы в романе Тургенева «Отцы и дети»