Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы
Май Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества. Уже в ранней сатирической поэзии В. Маяковский использует весь арсенал традиционных для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как «гимны»: «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду». Как понятно, гимн — торжественная песнь.
Гимны же Маяковского — это злая сатира. Его герои — судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и навязывают свое уныние другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным. Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В. Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка: Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй. Здесь соединяются и ранний романтический поэт, и Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти.
Эти отношения — поэт и новая верх — складывались вдали не просто, но одно несомненно — бунтарь и футурист Маяковский от души поверил в революцию.
Меняется и сатирическая направленность его поэзии. Героями становятся враги революции. Изображая их, Маяковский использует такие сатирические приемы, как гротеск, гипербола, пародия.
К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки.
Так, большую известность купили произведения Маяковского «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Последнее рисует гротескную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы теперь знаем о деятельности тогдашних властей в РФ, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В «Прозаседавшихся» читатель встречает «людей половины», видит, как люди разрываются пополам, чтобы все успеть: В стихотворении «О дряни» довольно безобидные детали быта, как бы канарейки или самовара, приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале появляется традиционный для литературы образ оживающего портрета, на тот самый раз портрета кса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам.
Понятен тот самый призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки купили столь обобщенное роль. Менее известны сатирические произведения Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиции здравого смысла.
Одно из таких стихотворений — «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира вступает в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. Строки этого стихотворения как бы перекликаются с полными здравого смысла речами булгаков-ского профессора Преображенского. Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему непременно дарить имена героев достаточно вспомянуть произведение «Ужасающая фамильярность».
В 1926 году Маяковский написал стихотворение «Строго воспрещается». Здесь поэт показывает столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь.
Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, — самые обыденные вещи, как бы перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение. Маяковский находит тут удивительно точное сравнение: «Настроение — китайская чайница!» Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. Но все это перечеркивает строгий канцеляризм.
Поэт с поразительной психологической точностью сообщает ощущение человека, который становится жертвой строгих запретов, — он делается приниженным, уже не смеется, а «подхихикивает, ища покровительства». Стихотворение написано характерным для творчества В. Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем «работают» рифмы. Так, самое веселое слово «чайница» рифмуется с глаголом «воспрещается» из убогой казенной лексики.
Использует в этом месте поэт и свойственный ему прием — неологизмы. Например, он образовал деепричастие «низя» от несуществующего глаг
Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы