Сатирический гнев (по мотивам басен Степана Олейника)
Произведения известного украинского писателя-юмориста Степана Олейника отмечаются актуальной тематикой, национальным юмором и комизмом ситуаций. Он также с полным правом считается достойным последователем отечественных корифеев сатиры Ивана Котляревского, Степана Руданского и Остапа Вишни. Так как он никогда не мог пройти в стороне от тех явлений, которые нуждались в сатирическом изобличении, высмеивании недостатков общественной жизни и отдельных людей, отрицательных типов. Свои удары поэт направляет против иждивенцев, бездельников, хапуг, карьеристов, взяточников, бюрократов, мещан в быту и общественных взаимоотношениях. Когда читаешь его шутливые миниатюры, юморески, фельетоны, памфлеты, кажется, что словно все происходит на твоих глазах. И ты смеешься вместе с автором над героем или смешной ситуацией, приходишь в негодование и обязательно потом сделаешь вывод для себя.
Наверное, именно в этом — сила и важнейшее значение благородного гнева сатиры С. Олейника. Из всего творческого наследия поэта-юмориста мне больше всего нравятся его стихи для детей и басни.
Сколько знакомых лиц я увидел на страницах его «детской» поэзии! Здесь и «находчивый» сыночек — «Бездельник-Лгунишка», и двоечник из «Хвостатых комет», и непослушная сладкоежка («В бабушкином буфете»), и капризная внучка («О Иринке»). В баснях разоблачить эти отрицательные черты людей помогают образы зверей или вещей. И когда присмотришься к ним внимательнее, обязательно узнаешь человека с недостатком характера или поведения.
Вот перед нами Индюк и Петух — «непризнанные таланты» в «жестокий век». Для «очерствелых сердец» «сверхталант» Индюка слишком «сложный, тонкий». Да и Петуха «недооценивает» народ, «публика, словно глухая». Посмеявшись спеси этих «артистов», мы поддерживаем вывод соловья:
Эпоха и народ у нас — наилучшие, И вот певцы вы негодящие!
Метко высмеивает С. Олейник и заносчивость некоторых дилетантов, которые «опытом делятся», как «клевать носом скорлупу». А вот в басне «Снюхались» от сатирика достается уже ворам и хапугам, которых колоритно представляют приблудная Жучка и «охранник» двора Мурза. Человеческую бессердечность и произвол разоблачает поэт в басне «Четвероногий и двуногий», изображая сцену наказания бродячего осла жестоким пьяницей. Басни С. Олейника — это настоящее сокровище в украинской литературе. С сатирическим гневом высмеивая недостатки настоящего, они помогают нашему обществу очиститься от них.
Сатирический гнев (по мотивам басен Степана Олейника)