Сценарий к уроку музыки в 5 классе «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
Водопьянова Т. М.
Сценарий к уроку музыки в 5 классе
«Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»
Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим и объясняется большое разнообразие ее жанров, среди которых есть Былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни | Фольклорная сцена |
Фольклор принято делить на два вида. 1.Обрядовый фольклор: Календарный фольклор , Семейный фольклор . Обряды в русской деревне считались столь же необходимыми в жизни, как и праздники. Все значительные события в жизни людей — рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ — были связаны исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. 2.Необрядовый: Былины, исторические, солдатские, протяжные — лирические, плясовые, частушки. | |
Вопрос: Как вы думаете, зачем в памяти народа нужно хранить старинные Песни и наигрыши? | |
Ответ: Они рассказывают об исторических событиях, о характерах людей, могут многое нам объяснить, передают настроение тех, кто их сочинил. Каждый человек должен знать историю и культуру своей страны. | Солдаты 18- 19, века, поющие в строю |
Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из нее составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. | Обложки сборников народных песен |
Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н. А Римский — Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и многие другие. | Картина И. Репина «Русские композиторы» |
История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыки». Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь. | Портрет М. И. Глинки |
К лучшим произведениям Глинки, написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». | Ноты «Камаринской» Глинки |
Примером обращения к народной песне являются фрагменты оперы «Иван Сусанин» . | Иллюстрация или фото «Ария Ивана Сусанина» |
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. | Портрет А. С. Пушкина |
Интонации русских былинных напевов звучат в «Песне темного леса» А. П. Бородина, темах «Богатырской симфонии» | Портрет А. П. Бородина |
Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский — Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Б елочка, в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» . | «Во саду ли в огороде» из оперы — mp3 |
Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина… и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. | Портрет Н. А. Римского-Корсакова |
В опере » Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни «А мы Масленицу дожидаем…»; «Коледа — маледа»; «Ой, честная масленица». | Иллюстрация сцены Проводы Масленицы «А мы просо сеяли»-mp3 |
Вопрос: В какое время года проходила масленица? | |
Ответ: В конце зимы, начале весны. Этот обряд сохранился до наших дней | |
Вопрос: Какие символы у этого праздника? | |
Ответ: Соломенное чучело; блины. Все они посвящено солнцу. | Чучело, блины |
Воплощая старинные обряды поклонения Солнцу, Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» широко использует подлинные народные песни и мелодии. В ней берендеи поклонялись языческому божеству Яриле — Солнцу. Ярилин день праздновали в июне, в самый длинный световой день — день летнего солнцестояния. Накануне этого праздника царь Берендей увидел Снегурочку и был поражен ее необычайной красотой | Сцена из мультфильма » Снегурочка» |
Вопрос: Как берендеи встречали этот праздник? | |
Ответ: Выходили за околицу; Разводили костры; Прыгали через костер; Делали венки из цветов и трав. А еще пели, плясали, водили хороводы и ждали рассвета, появления Ярилы — Солнца. В опере перед самым появлением солнца звучит хороводная песня «А мы просо сеяли…». | |
Вопрос: Что обозначают слова припева » Ой, Ладо, Ладо, Лель» ? | |
Ответ: Это божества славянской мифологии, и люди, упоминая их имена в песнях, поклоняясь им, заручались их поддержкой… | |
Тему песни «Во поле береза стояла» в симфоническое произведение включил композитор П. И. Чайковский, который использовал тему народной песни «Во поле береза стояла» в финале своей IV симфонии. В «Детском альбоме» среди других пьес есть «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Русская песня». | Портрет П. И. Чайковского Звучит » Симфония № 4″ IV часть — mp3 |
Волшебный мир сказки вдохновлял Анатолия Константиновича Лядова. Он говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». | Портрет А. К. Лядова |
Лядов является автором симфонического программного произведения «Кикимора». Программная — это инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ. В этом случае это сказание о Кикиморе, злом маленьком существе, которое живет у кудесника в каменных горах. | Иллюстрация к «Кикиморе» |
Традиция использования фольклора продолжилась и в XX веке в музыке С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, В. С. Гаврилина. | |
Вопрос: Какие виды народных песен ты знаешь? | |
Ответ: Былины, исторические, протяжные — лирические, плясовые, колыбельные, свадебные песни, причитания | Поющие крестьяне |
Вопрос: С какими народными праздниками связаны многие обрядовые народные песни? | |
Ответ: Рождество, Масленица, Ивана Купала | Иллюстрация — на Ивана Купала |
Вопрос: Какие из детских песен, которые поют зимой, можно посчитать обрядовыми? | |
Ответ: Колядки, Авсеньки | Иллюстрация — Колядки |
Вопрос: Какие русские композиторы использовали русские народные песни в своем творчестве? | |
Ответ: М. И. Глинка, Н. А Римский — Корсаков, А. П. Бородин, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, С. В. Рахманинов и другие. | |
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок — музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно потому как писатели и поэты пользуется богатствами народной речи. Нельзя не согласиться со словами Д. Б. Кабалевского, который сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». | Портрет Д. Б. Кабалевского, |
Сценарий к уроку музыки в 5 классе «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества»