Сценарий классного часа для 2 класса «Сороки. День встречи птиц»
Хлопянова Татьяна Витальевна
Учитель начальных классов высшей категории
МБОУ «СОШ№14»
Г. Новомосковска Тульской области
Сценарий классного часа для 2 класса «Сороки. День встречи птиц»
Цель: Приобщение детей к народным традициям, обычаям и формирование у младших школьников основ экологического воспитания.
Задачи: 1.Познакомить детей с традициями и историей весеннего праздника «Сороки». 2.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и прививать любовь к птицам. 3.В атмосфере праздника дать возможность проявить детям творческую инициативность, эмоциональную восприимчивость.
Ход праздника.
Ведущая : Доброго здоровья, честной народ!
Дети:
Ведущая:
Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. Вот сейчас мы вам и поведаем, как в далекую старину встречали люди весну — красну. Только сначала загадку отгадайте:
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
Дети: Весна красна!
Ведущая: И праздник-то у нас какой весенний — Сороки . День с ночью равняются, сорок птах небесных издали возвращаются. Все закликают Весну — красну. Вот и мы с вами сегодня позовем весну.
Давайте будем весну закликать.
Дети читают закличку : Ау, ау, аукаем — весну приаукаем! Март, март, март — солнцу рад. Апрель, апрель — открой дверь!
Май, май — сколько хочешь гуляй!
Забегает сорока : -Я быстрая птица, прилетела к вам Сквозь чащи лесные назло ветрам. Хорошую весть я вам принесла: Зимы уже нет! Пришла весна!
Я, Сорока — белобока о весне стрекотала, Ох, устала…. Ох, устала…. Ведущая: Оставайся, сорока у нас на празднике.
Сорока: Спасибо, с удовольствием. А поиграть со мной хотите?
Игра «Птицы в гнездышках» Дети разбиваются по три человека: двое берутся за руки — они гнездо, а третий птица. В игре участвует одна лишняя птица. В начале игры все птицы вылетают из гнезд, а по сигналу надо занять любое пустое гнездо.
Какая птица не успела занять гнездо — становится водящим.
Сорока : Я всю зиму была с вами, а со мной жили и мои друзья. Они переносили и холод, и вьюги, и метели. Спасибо вам, ребята, что помогали нам в этом.
Хорошие кормушки вы построили. Они никогда не пустовали. А теперь отгадайте, какие друзья вместе со мной зимовали .
Сероспинный, красногрудый
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины, ранетки.
Чик-чирик
К зернышку — прыг,
Клюй, не робей
Кто это?
Далеко мой стук
Слышится вокруг,
Червякам я враг,
А деревьям — друг.
Верещунья, белобока,
А зовут ее…..
На окне дремала птица:
«Галка-галка, что вам снится?»
Отвечала птица сонно:
«Я не галка, я….
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым — Лее! лее! лее!- поет со свистом!
Ведущая: И вот уже из-за моря вереницей к нам домой вернулись птицы. Отгадайте какие :
Что за весенняя черная птица Трактору чуть ли не на нос садится?
Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения!
На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его…
Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? …
А птиц вы хорошо знаете? Сейчас я это проверю.
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топайте. Начинаем: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… Дети топают.
Ведущая: Что неправильно? Дети. Мухи! Ведущая: А мухи — это кто? Дети.
Насекомые. Ведущая: Вы правы. Ну что ж, продолжим: Прилетели птицы: Голуби, синицы.
Аисты, вороны, Галки, макароны!.. Дети топают. Ведущая: Начинаем снова: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Дети топают. Ведущая: Начинаем снова: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Дети топают. Ведущая: Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием! С песней праздник веселее, Без нее нам жить нельзя, Потому на конкурс песни Приглашаю вас, друзья! У каждой птички своя песня, давайте вспомним, как они поют : Утки — кря, кря, кря Вороны — кар, кар, кар Совы — ух, ух, ух Воробьи — чик — чирик Дятел — тррр — тррр Синица — тинь, тинь.
И сейчас каждой группе нужно спеть песню » В траве сидел кузнечик». Одна половина зала поет как ворона, а вторая половина — как синичка. Молодцы, а сейчас поют обе команды вместе! Ведущая: Славный у нас получился концерт! Думаю, после такого концерта весна непременно придет.
В старину на «Сороки» было принято печь из теста жаворонков, а так же выпускать на волю живых птиц. Дети бежали на улицу и приговаривали:
Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную; Нам зима холодная наскучила, Руки, ноги отморозила.
А я предлагаю вам вместе с ребятами с рисунка позвать еще раз весну и выпустить птичек, которых мы изготовили на уроке технологии .
Используемые источники
Арсенина Е. Н., Кислова Л. Б. Внеклассные мероприятия в начальной школе. — Волгоград: Учитель, 2006. — 185 с.
Кузнецова Э. Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. — М.: Аквариум, 2000. — 240с.
Сценарий классного часа для 2 класса «Сороки. День встречи птиц»