«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина
Жанровые особенности
Рассказ «Сельские жители», оставаясь «рассказом-анекдотом», тяготеет к новелле. Неожиданный конец, в котором читатель узнает о том, что сын бабки Маланьи — летчик, Герой Советского Союза, наполняет все ее страхи перед полетом ироническим смыслом. В то же время финал рассказа ожидаемый, он проистекает из отношения сельских жителей к путешествиям.
Рассказ повествует о «не путешествии», причины которого понятны сельским жителям и смешны читателю.
Проблематика
Основная проблема рассказа традиционна для Шукшина. Это социальная проблема взаимоотношений между городом и деревней. Город для деревенских жителей — воплощение мечты, образец для подражания, символ прогресса, к которому надо стремиться. Но деревня — истоки города, как материальные, так и духовные.
Именно выходцы из деревни становятся знаменитыми горожанами, героями, гордостью страны.
Сюжет
Сюжет рассказа «Сельские жители» помещается в одном предложении: бабка Маланья получает в письме приглашение от живущего в Москве сына погостить у него и собирается лететь с внуком Шуркой на зимних каникулах, но, узнав от бывалого соседа о тяготах и опасностях путешествия на самолете, откладывает поездку до лучших времен.
Все действие рассказа умещается в 1 день. Утром Маланья получает письмо, вечером под ее диктовку Шурка составляет телеграмму, в 11 вечера после работы приходит сосед — школьный завхоз — и рассказывает о предстоящем путешествии. После рассказа бабка диктует Шурке письмо для сына о том, что она приедет летом.
Ночью бабка и Шурка мечтают о будущем путешествии.
Главное в рассказе — не сюжет. Рассказ «Сельские жители» — повествование о неслучившемся. Читатель подозревает, что бабка так и не найдет в себе сил и смелости полететь к сыну в Москву, о которой мечтает и она, и внук.
Это реминисценция чеховской пьесы «Три сестры», где лейтмотив «в Москву, в Москву!» не привел к поездке.
В отсутствии действия основная мысль рассказа, вынесенная в заглавие: инерция не позволяет сельским жителям вырваться из привычной среды , но, если они вырвались — они достигают многого .
Герои рассказа
Бабка Маланья — простая сельская женщина. Только в конце рассказа, на последней странице, читатель узнает, что сын Маланьи — Герой Советского Союза. Об этом упоминает в письме Шурка, а потом и бабка выводит на конверте не только имя адресата, но и звание, считая, что так письмо лучше дойдет.
По словам Шурки, бабка сына «ужасно любит» и гордится им.
Путешествие для бабки — трудное, малопонятное дело. Она не понимает, как ехать разными видами транспорта и с большим количеством пересадок. Бабка боится лететь на самолете . Но Шурка знает, что его бабка не робкого десятка , удивляется, что она испугалась именно самолета: «Но ты тоже, бабонька: где там смелая, а тут испугалась чего-то…»
Шукшин подчеркивает, что бабка Маланья обладает качествами характера, которые она, очевидно, передала сыну: энергичная, жилистая, крикливая, очень любознательная.
Некоторые характерные особенности бабки можно считать общими для всех сельских жителей: она гостеприимна, угощает Егора медовухой , блюдет традиции. Она мыслит себя как единое целое со своими односельчанами, всем встречным рассказывает о приглашении, у каждого спрашивает совета. Совет «знающего человека» Егора Лизунова для нее неоспорим.
Бабка не верит в прогресс. Она не только боится самолетов, но и составляет телеграмму как письмо .
У бабки и внука одна внешность на двоих: сухощавые, скуластенькие, с маленькими умными глазами. Шурка по характеру не похож на бабку. Он такой же любознательный, но застенчивый до глупости, скромный и обидчивый. Шурка — сын дочери бабки Маланьи, временно живущий у бабушки из-за того, что его мать устраивает личную жизнь.
Он действительно много знает. Он не только умеет писать телеграмму, но и знает, сколько она будет стоить. Шурка знает, что, если загорелся мотор, то пламя нужно сшибать скоростью, догадывается, что дядя Егор видел не горящий мотор, а пламя из выхлопной трубы. Шурка знает, что в Кремль нынче всех пускают.
Читатель понимает, кто источник знаний Шурки.
Ему рассказывал о Кремле Николай Васильевич, очевидно, учитель. Единственное, чего не знает Шурка: парашютов в самолете действительно не дают.
Скромность Шурки не дает ему прямо возражать бабке, но он своевольно пишет дяде в письме от себя, чтобы он пристыдил «бабоньку», написал, что летать не страшно: «Она вмиг полетит».
Егор Лизунов — сосед бабки Маланьи, школьный завхоз, авторитет в путешествиях: он много ездил и летал. Шукшин обращает внимание на такие детали, как заскорузлые ладони, седеющие потные волосы. Другая характерная деталь портрета героя — это запах. Егор пахнет сбруей и сеном.
Для сельского жителя такой запах — это запах дороги.
Запах Егора имеет объяснение, как и его позднее возвращение домой. Он с начальством вывозил стога сена в непогоду после бурана. Егор жалуется, что просил «деятелей» вывести сено еще летом.
Он — хозяйственный, практичный человек.
Стилистические особенности
Для характеристики героев важны их речевые особенности. Речь бабки наполнена просторечиями: знамо дело, шибко уж страшно, в штаны наложил. Шурка как воплощение будущего обладает нужными знаниями, речь его грамотна.
Крошечное наречие еще в его письме показывает, что его мечта — перестать быть сельским жителем, уехать, как дядя, в Москву: «Мы же все-таки сельские жители еще».
Смысл названия одновременно и ироничен, и наполнен горечью. Герой Советского Союза — выходец из тех самых сельских жителей, о которых Шурка в письме говорит, что они не могут оторваться от своего села, потому что «тут огород пойдет, свиннота разная, куры, гуси». Собирательный неологизм свиннота для Шурки символ всего сельского быта, мешающего увидеть общую с бабкой мечту — Москву, которую Шурка проходит в школе по географии и истории.
«Сельские жители», анализ рассказа Шукшина