«Семь холмов — как семь колоколов!..» анализ стихотворения Цветаевой
Стихотворение «Семь холмов — как семь колоколов!..» было написано замечательной поэтессой Серебряного века Мариной Цветаевой. Произведение входило в цикл стихотворений о Москве, который был издан в 1916 году. Это время принято считать ранним периодом творческой деятельности Цветаевой. «Семь холмов — как семь колоколов!..» было создано в июле, а творения поэтессы, написанные тем летом в Александрове, впоследствии стали известны как самые счастливые и красочные стихи Марины Цветаевой.
В сборнике «Стихи о Москве» сосредоточены лучшие воспоминания поэтессы о своем родном городе, столице России, и детских годах, проведенных в ней.
Анализируемое стихотворение не принято относить ни к одному из существующих литературных направлений, как и другие произведения Цветаевой. Независимая и свободолюбивая поэтесса никогда не привязывалась ни к одной из популярных школ поэзии, не пыталась подражать ни одному из поэтов своего времени или прошлого. Ее собственный стиль не подлежит определению, загону в четкие рамки.
Жанр произведения — лирическое стихотворение с нотками оды, восхваления столицы нашей Родины.
Главная идея стихотворения — это признание в любви городу, в котором родилась и была счастлива поэтесса. Соответственно, основной темой всего произведения является Москва, расположенная на семи холмах — отсюда и происходит название стихотворения. Композиционно стих поделен на две части, в первой красочно описывается сам город, а во второй — его обитатели, простой городской люд.
В конце произведения Цветаева иносказательно затрагивает тему религии и смерти. Думая о ней, она не может согласиться с покорностью православных людей собственной судьбе и просит ей «крепче заткнуть рот колокольной землей московской».
Лирическая героиня Цветаевой обитает среди описанного во второй смысловой части стихотворения городского люда. Она не противопоставляет себя ему, а наоборот, отождествляет, несмотря на использование такого резкого описания, как «юродивый, воровской, хлыстовский». Лирическая героиня не может представить себя без московского народа и самого города, в котором она родилась в «червонный» день, то есть, в праздник.
Произведение не имеет развивающегося Сюжета в силу своей тематики: это скорее описание собственных воспоминаний, а не повествование.
При создании стихотворения Марина Цветаева использовала чередование мужской и женской рифмы — ее любимый прием при плетении поэтической канвы произведений. Необычен размер «Семь холмов — как семь колоколов!..»: это акцентный стих, чисто тоническое стихосложение, основанное на равенстве числа ударений в строке. Данный размер широко употреблялся в народном творчестве, поэтому очевидно, что Цветаева выбрала именно этот способ стихосложения для того, чтобы приблизиться к образу описываемого московского люда.
Строки стихотворения соединены между собой при помощи перекрестной рифмовки со схемой ABAB.
Для достоверного описания своей Родины и окружающих людей Марина Цветаева использует огромное многообразие средств художественной выразительности. Среди них такие тропы, как Эпитеты , Сравнение , лексическое Повторение . Риторические Восклицания придают стихотворению особенно торжественный, воспевающий оттенок, чего при создании и добивалась Цветаева.
Москва — это по-настоящему удивительный город. В стихотворении «Семь холмов — как семь колоколов!..» Марине Цветаевой удалось в полной мере воспеть его красоту и уникальность.
«Семь холмов — как семь колоколов!..» анализ стихотворения Цветаевой