Семья Болконских и семья Ростовых
Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияния общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями; четвертого — анализ страстей; графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души. Н. Г. Чернышевский В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа.
Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья — это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни — то есть привычками, обычаями, взглядами.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства; патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты «для званых и незваных». Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира.
В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют. Толстой по-разному выявляет особенность Ростовых. Вот одна из сцен романа. Именины двух Наталий.
Съезжаются гости. Как и в салоне Анны Павловны Шерер, мы слышим привычные светские сплетни. Но здесь новости как-то иначе переживаются. Вот как старик Ростов воспринимает рассказ о проделках долоховской компании: «Хороша фигура квартального!», — закричал граф, помирая со смеху».
Светские дамы в ответ восклицают: «Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?» Но уж такова сила непосредственности Ростова, что «дамы невольно сильно смеялись сами». В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже не называет тех, кто выбежал его встречать. «Что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло, и стало целовать его».
Мы не видим облик встречающих., перед нами лишь «блестящие слезами радости любящие глаза», «губы, искавшие поцелуя». Все семейство Ростовых — это воплощенная любовь. «В душе Николая и на лице распустилась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома». Великолепны сцены охоты.
Выехав всем семейством в усадьбу, Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. «А когда началась травля зайца, спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летали, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца». Толстой любуется тем, как в Отрадном хранят верность старым русским обычаям. Сцены охоты, сцены с ряжеными, описание святочного катания молодежи, лунной ночи, заворожившей юную Наташу, придают романтическую привлекательность семье Ростовых. Толстой с добродушной иронией показывает отношения старика Ростова и крепостных. Он несколько идеализирует отношения между барином и мужиком.
Вот охотник-крепостной обругал барина, на что Ростов отреагировал так: «Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в~ Семене сожаление к своему положению». А после охоты граф рискнул лишь попенять Даниле, обругавшему его: «Однако, брат, ты сердит». Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом.
Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова. Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. Его младший брат Петя, почти мальчик, буквально рвался защищать Отечество. Страшным потрясением для всей семьи была его гибель.
В романе Толстой со свойственным ему мастерством дает описание материнского горя. По силе производимого впечатления трудно найти что-либо подобное у других писателей. Старая графиня едва не потеряла рассудок от горя.
Наташа, пережив смерть брата и Андрея Болконского, разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем. Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу. Писатель показывает духовную связь своей героини с народной жизнью. Всем сердцем воспринимает она боль войны, не рассуждая и не произнося громких фраз. Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их.
Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи. Но в романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположная Ростовым, но столь же любимая писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной. Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский.
Он интересуется политикой, во всех подробностях знает «все военные и политические обстоятельства Европы последних годов». Николай Андреевич Болконский болезненно переживает неудачи русской армии. Но немножко и злорадствует. Он подобен фонвизинскому Стародуму.
Был Суворов — и русская армия была непобедима. А теперешние? Что они могут?! Так рассуждает старший Болконский.
С одной стороны, он весь в прошлом, но с другой, зорко следит за настоящим. «Князь Андрей слушал… невольно удивляясь, как мог этот старый человек, сидя столько лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такой тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства». В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? Старый князь «насквозь видел» сына, говорить ничего не нужно было. «Андрей молчал: ему и приятно и неприятно было, что отец понял его».
С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность — «два источника людских пороков». Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею: «Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет».
Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов — оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного. В 1812 году, узнав о взятии Смоленска, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, решает «оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться». Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его даже в предсмертные часы.
Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Вот он учит княжну Марью математике, чтобы «не была похожа на наших глупых барынь». Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери.
Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа полна религиозным восторгом, а отец, ко всему прочему неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой писательской иронией. Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения.
Он отказывается остаться в штабе Кутузова: «… я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне было бы жалко оставить^полк». Кутузов понял и одобрил князя Андрея, сына своего друга. «Иди с богом своею дорогою, — говорит Кутузов. — Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых.
Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи. Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки учатся понимать друг друга, как разум и душа. Но их любовь не увенчалась земным счастьем. Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Ростова.
Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом «лучистых глаз», своей духовной красотой, высокой нравственностью. «Душа графини всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна». Приобщаться к новому, народному, не оставаться в состоянии покоя — это и является обязательным критерием нравственной оценки персонажей у Толстого. Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям через войну, утрату близких и любимых людей.
И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания. Так в художественной форме Лев Николаевич Толстой реализует свои философские идеалы. Но, как великий художник,,одновременно открывает нам что-то очень важное в бесконечной мудрости жизни, не укладывающейся ни в какую философию.
Семья Болконских и семья Ростовых