«Сестра Керри», художественный анализ романа Теодора Драйзера
Первый роман Теодора Драйзера увидел свет в 1900-м году. Он не сразу был принят публикой и критиками. «Сестру Керри» отвергали за ее аморальность и несоответствие традиционным американским ценностями. В Америке она была напечатана тиражом в одну тысячу экземпляров.
В Англии к «Сестре Керри» отнеслись более благосклонно, после чего, в 1907-м году, она была переиздана в США и получила в начале местную, а затем и мировую признательность.
В своем романе американский журналист поднял классическую для США 90-х годов XIX века Проблему реализации «американской мечты» . Главная героиня произведения — Керри Мибер по достижении восемнадцатилетия переселяется из небольшого, захолустного городка Колумбия-Сити в Чикаго. Девушкой, как и большинством американцев того времени, движет единственное стремление — покорить этот город и, если не добиться в нем оглушительного успеха, то хотя бы стать его неотъемлемой частью.
Воспитанная в духе классических моральных ценностей Керри быстро сбивается с пути. В этом ей «помогают» и неблагоприятные жизненные обстоятельства , и лишенные чуткости родственники, живущие размеренной жизнью, заполненной работой, экономией и домашними делами. Пассивная и мечтательная по натуре девушка, преклоняющаяся перед красотой и живущая надеждами на неизведанное доселе счастье, легко поддается очарованию молодого коммивояжера Чарльза Друэ. Загнанная в угол, стоящая перед выбором — вернуться к родителям или продолжать покорять Чикаго, Керри легко смиряется со своим новым положением любовницы, прикрывая непривычную для себя распущенность надеждой все исправить. В начале девушка ждет, когда на ней женится Друэ.
Затем те же надежды она возлагает и на Герствуда. В своем стремлении жить с комфортом Керри доходит до того, что принимает за чистую монету венчание с уже женатым мужчиной, но… делает она это ровно до того момента, пока ей самой это не перестает быть выгодным. Как только Герствуд разоряется, а Керри получает деньги и известность на театральном поприще, она тут же его бросает.
Импозантный управляющий баром «Фицджеральд и Мой» — Джордж Герствуд — обладатель солидного состояния в сорок тысяч долларов и отец всеми уважаемого в Чикаго семейства выражает в романе идею зыбкости американской стабильности, призрачности успеха и богатства. Все в его жизни идет хорошо ровно до того момента, как он начинает скучать и увлекается молодой и прелестной Керри. Высокое социальное положение и деньги не делают Герствуда счастливым.
Любовь — вот то единственное, что наполняет его жизнь смыслом. Ради нее он идет на преступление , ради нее он готов мириться с потерей влиятельных знакомых и скромным существованием. Однако выход за пределы привычной среды и надвигающаяся старость делает для Герствуда невозможным повторный взлет: как только он теряет долю в купленном за тысячу долларов нью-йоркском баре и сталкивается лицом к лицу с безработицей, ему остается только сидеть в качалке Керри, читать газеты и вспоминать прошлое.
Молодой коммивояжер Чарльз Друэ представляет собой характерный для Америки конца XIX века тип людей, именуемых «мастаками». Он легко порхает по жизни, как мотылек : делает карьеру, обольщает женщин, наслаждается всеми доступными удовольствиями — любовью, деньгами, модной одеждой, вкусной едой, влиятельными знакомствами и т. п. Ни в судьбе, ни в характере Чарльза Друэ не происходит никаких изменений. Не относясь ни к чему серьезно, он лишен возможности ошибиться, как Герствуд.
Не стремясь ни к чему конкретному, он не испытывает огорчений, как Керри.
Финал романа подводит итог авторским размышлениям о ценности «американской мечты». Керри, добившись славы и богатства, не знает, что делать со своими деньгами, не верит мужчинам и довольствуется игрой в развлекательных комедийных спектаклях. Счастья она не приобрела, лучше не стала. Впереди у нее вся жизнь, которую она, в силу своих внутренних особенностей, проведет в бесконечных поисках себя.
Герствуду же искать уже нечего. Его жизнь кончена. Он убил себя, потеряв все — семью, положение в обществе, деньги, любовь, уважение к себе как к человеку.
Успех никому не приносит счастья — ни Керри, ни Герствуду. «Американская мечта» хорошо только для таких, как Чарльз Друэ — живущих одним днем и не испытывающих сложных духовных устремлений. Материальные блага хорошо ложатся только на «земные» сердца. «Небесные» натуры в столкновении с ними почти всегда проигрывают.
В своем первом романе Теодор Драйзер показал себя мастером словесного жанра. Он подошел к реализации художественного замысла тщательно и серьезно, дав каждой главе два названия. Художественная манера писателя в «Сестре Керри» характеризуется четкими, лаконичными, наполненными яркими метафорами, описаниями, простыми и понятными диалогами, небольшими собственными рассуждениями о той или иной проблеме или герое.
В романе можно встретить много философских идей, выраженных по-журналистски безыскусно и прямо: например, рисуя бегство Герствуда и Керри в Монреаль Драйзер говорит о целительном воздействии дороги на человека — «в пути можно забыть возлюбленного, рассеять горе, отогнать от себя призрак смерти»; рассказывая о первом успехе Керри на сцене, писатель замечает, что «нет ничего отраднее, чем наблюдать в человеке пробуждение честолюбивых желаний, стремления достичь более высокого духовного уровня. От этого человек делается сильнее, ярче и даже красивее».
Хронотоп романа связан с двумя крупными американскими городами — Чикаго и Нью-Йорком — бурно развивающимися, шумными и отличающимися «полным равнодушием к человеку». В текст повествования Драйзер вводит ряд исторических деталей, характерных для США конца XIX века — неорганизованность грязной фабричной работы, стремление крупных корпораций к экономии, вспыхивающие время от времени забастовки , наличие безработицы и нищих, разделение общество на богатых и бедных и в то же время — развитие театрального искусства в Америке, яркость и красота Бродвея, открывающиеся по всей стране первые универсальные магазины.
«Сестра Керри», художественный анализ романа Теодора Драйзера