Школа молодого специалиста Петербургской школы
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Казалось бы, знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым специалистам трудно сориентироваться в широчайшем круге воспитательных возможностей музыкального искусства. Особую трудность вызывает изучение фольклора.
Понимание роли и места фольклора в системе музыкального образования школьников — это одна из тем постоянно действующего семинара «Школа молодого специалиста» ИМЦ Московского района.
Когда речь заходит об изучении культурно-исторических традиций в этногеографическом аспекте, прежде всего, надо вспомнить о том, что наш город — город особенный: по стилю — европейский, по структуре — многонациональный, по темпераменту — северный, а по душе, наверное, все-таки русский.
Как «вплести» в учебный процесс фольклор, чтоб сохранить все грани самобытности Санкт-Петербурга и в то же время дать детям представление именно о русском народном творчестве? Как подвести к пониманию именно русских традиций детей других национальностей? Надо ли вообще уделять внимание фольклорным праздникам, обрядам, ведь, как показывает жизнь, фольклор неорганичен для нашего города? В то же время, он незаменим в процессе гражданственного воспитания школьников, в деле гуманизации школы.
Гражданственное самосознание возникает тогда, когда ребенок начинает ощущать, понимать свою принадлежность к культурно-историческим традициям народа.
В содержание программ образовательной области «Искусство» конечно же включено изучение народного творчества, и эта тема вызывает живой интерес у учащихся начальной школы. Дети видят, что народное творчество — это неотъемлемая часть жизни, одна из форм активной творческой деятельности человека. Это связь с календарем, это веселая игра. Вот, пожалуй, «ключевое» слово, точка опоры в методике приобщения ребенка к народному творчеству — Игра.
Практически «ввести» ребенка в эту игру можно благодаря подготовке и проведению фольклорных праздников.
Методическая служба района предлагает молодым специалистам систему музыкально-эстетического воспитания «от урока к празднику и обратно к уроку», в которой урочная и внеурочная деятельность выстраивается в единую линию педагогического воздействия.
Что это дает?
Каждый ребенок независимо от его способностей самореализуется, принимая участие в общем процессе. Вся работа отвечает важнейшему принципу «педагогики успеха» — несет детям радость. Дети видят конкретную цель всей музыкально-художественной деятельности. Учитель получает возможность расширить рамки предмета.
А что это, как не личностно-ориентированный подход в обучении?
В какой мере содержание детских фольклорных праздников должно соответствовать народному обряду? Конечно, в самой общей: фольклорный праздник в петербургской школе — праздник стилизованный.
Почему? Это вытекает из логики всего вышесказанного.
Изначально поставлена цель: познакомить, приобщить, а не изучить, а при успешной работе — пробудить интерес и открыть путь к самостоятельному изучению народного творчества в учреждениях дополнительного образования, кружках и коллективах района.
В подготовке и проведении праздника учитывается важнейший педагогический принцип — доступность, поэтому приобщение к активной творческой деятельности проходит в три этапа.
На первом этапе — праздник с элементами фольклора.
На втором этапе — поклассные театрализованные праздники, в значительной мере выстроенные на фольклорном материале.
На третьем этапе — подготовка праздников-зрелищ для детей и родителей.
В программу праздника входит:
Исполнение русских народных песен; игра на детских музыкальных инструментах; исполнение характерных танцев; инсценировка русских народных сказок, прибауток, песен; конкурсы пословиц, поговорок, загадок, скороговорок; русские народные игры, хороводы.
Готовясь к празднику, дети включаются в игровой процесс, и работа по привитию умений
И навыков становится частью этой игры. Перед ребятами поставлена цель, и стремление к этой конкретной цели помогает сделать весь процесс обучения живым и интересным.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что в школах, где реализуется эта система, ребята знают и любят народную песню; знакомы с понятиями «обработка», «стилизация», «музыкальная цитата»; знают элементы народного костюма; интересуются устным народным творчеством; знакомы с годовым кругом праздников русского народного календаря; знакомы с некоторыми обычаями и обрядами; знают комбинации русского народного танца, русские народные игры.
Один из самых любимых праздников — «Масленица» — проводы зимы. Этот яркий, веселый, «вкусный» праздник надолго остается в памяти. И, когда ребята в средней школе услышат масленичные интонации в музыке Чайковского, Римского-Корсакова, Стравинского, увидят масленичные сюжеты на полотнах Сурикова, Кустодиева, у них возникнет чувство сопричастности, — значит и для этих русских композиторов, художников традиционный русский праздник был близок и интересен так же, как стал близок и интересен самим ребятам.
Вот это ощущение и будет «связью времен» и приобщением к культурно-историческим традициям.
Прищепова Ирина Васильевна,
Методист ИМЦ Московского района СПб,
Учитель музыки ГБОУ гимназия № 526
Московского района Санкт-Петербурга
Школа молодого специалиста Петербургской школы