Сила и слабость базаровского нигилизма
«Нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, …это слово означает человека, который… который ничего не признает? — Скажи: который ничего не уважает…» Именно так герои романа Тургенева «Отцы и дети» характеризуют нигилизм — популярное философское течение 60-ых годов 19 века. Складывается странное ощущение — последователи нигилизма ничего не признают и не уважают. На чем же тогда держится их мировоззрение? Только лишь на отрицании?
В романе нигилистом является главный герой — Евгений Базаров, разночинец, студент медицинского факультета. Этот герой шокирует своими «нигилистскими» высказываниями Николая Петровича и, особенно, Павла Петровича Кирсановых. Базаров отрицает все авторитеты, которым поклоняются старики: «Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить?
Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все». Этот практический подход применяется героем по отношению к «великим» людям во всех сферах жизни, от философии до искусства. «Почему вы думаете, что эти люди совершили что-то великое, а слова их истинны?» — вопрошает нигилист, и Кирсановы не знают, что ему ответить. Базаров выглядит циничным и даже безжалостным. В первой части романа он самоуверен до крайности, чем вызывает неконтролируемое раздражение Павла Петровича.
Герой считает, что он — выше других, особенно «стариков», и воспринимает как должное поклонение со стороны Аркадия и других. Кроме того, Базаров не признает ничего абстрактного, эфемерного, далекого. Он верит только в то, «что можно пощупать руками», верит только в «лягушек», которые могут принести конкретную пользу конкретным людям: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Не признает Евгений Васильевич и души, а следовательно, и больших чувств, эмоций. Так, например, любовь этот герой сводит к физиологии, утверждая, что в отношениях между мужчиной и женщиной главную роль играют инстинкты: «Кто бы она ни была, … только у ней такие плечи, каких я не видывал давно».
Но именно любви было суждено разбить всю теорию Базарова, уничтожить его мировоззрение, разбить в пух и прах его убежденность. Встретив Анну Сергеевну Одинцову, Базаров убеждается, что, вопреки его убеждениям, женщина может быть красива, умна, образованна, иронична. Словом, женщина может быть блестяща, может быть равной мужчине, даже такому, как Базаров.
Незаметно для себя этот герой влюбляется; влюбляется сильно, страстно, безнадежно. В этот момент он понимает, что любовь, которую так яростно отрицал, существует. И что он совсем не особенный человек, а такой же, как «отцы», которых презрительно высмеивал.
Мы видим, что Базаров не только мучительно переживает свою любовь, но и начинает задумываться о смерти, о том, какой «памятник» поставят ему живые. У него происходит перелом, кризис, и теперь у Евгения нет четкого и ясного ответа на вопрос о смысле жизни, который прежде не вызывал трудностей. Больше всего нигилиста страшит мысль о «траве забвения», о «лопухе», который и будет единственным «памятником» ему. Таким образом, в процессе развития романа герой претерпевает колоссальные изменения.
В финале романа перед нами не самоуверенный и догматичный Базаров-эмпирик, а «новый» Базаров, решающий «проклятые», «гамлетовские» вопросы. Поклонник опыта и естественнонаучных решений всех загадок и тайн человеческой жизни, Базаров столкнулся с тем, что раньше безоговорочно отрицал. И не смог переосмыслить свою позицию, изменить свои принципы.
Поэтому он погибает. Своим произведением Тургенев показывает, что сама суть нигилизма ошибочна и разрушительна. Положительные моменты перерастают у нигилистов в абсурд — отрицание того, что является основой человеческого существования. Но «вечные» ценности не способен поколебать даже самый последовательный нигилизм. И, напротив, конфликт с этими ценностями может привести человека к конфликту с самим собой, к мучительной, бесплодной рефлексии и утрате смысла жизни.
В этом и состоит главный урок трагической судьбы Базарова.
Сила и слабость базаровского нигилизма