Символика снов Раскольникова
В этом страшном городе, где живут герои романа «Преступление и наказание», какие могут быть сны? Еще страшнее, чем действительность, так как страх спящего человека выделенный из живой жизни, как возбудитель болезни выделяется из пробы, взятой от пациента. Поэтому и вскакивает с кровати Свидригайлов с криком: «Кошмар всю ночь!». Раскольникову мерещится одно и то же. «Ему лет семь, и он гуляет в праздничный день, перед вечером, со своим отцом за городом. Время серенькое, день душный…». Но чем дальше разворачивается действие, тем больше разрастается омерзительность человеческой натуры, когда она не облагорожена умом и ощущением ценности окружающего мира. Сцена, когда обнаглевшая толпа так называемых Homo sapiens натравливает человекоподобного собственника измучить, а потом и забить несчастное животное, есть, наверное, чуть ли не главнейшей для понимания всего произведения.
Во-первых, навсегда разрушено уважение к людям, к человечеству.
Отсюда мысль Раскольникова о «человеческом муравейнике», а поскольку среди всех участников и свидетелей позорной расправы человека над смирным «меньшим братом» лишь Родя бросился на защиту животного, то и возникает подсознательное ощущение «я не такой, как они». Во-вторых, автор подталкивает нас к пониманию, что хозяева жизни не больше берегут «тварь дрожащую», чем любой другой скот. Недаром Екатерина Ивановна кричит на смертном одре: «Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!., уездили клячу!., надорвалась!».
Вот оно: снова Родя бросился с кулачками на тех, кто издевается над бессловесными созданиями. И снова напрасно. «Он проснулся весь вспотевший, с мокрыми от пота волосами, задыхаясь, и привстав от испуга. «- Благодарю Бога, это только сон! — сказал он…». Тем не менее, это был не сон, а образ всего, что происходило вокруг — женщин, которые топились в канале, девушек, которых насиловали, — всего того порядка жизни, в котором можно было жить «по Свидригайлову» или принуждали жить «по Сонечке». Возможно, лишь знакомство с Раскольниковым спасло и тело, и душу этой девушки, которая уже себя стыдится — и которую никто не может спасти, так как это еще одно воплощение сна Родиона.
Горемычный герой Достоевского никак не может понять, что он борется тем, что возражает. Поэтому рядом с ним Свидригайлов, и именно из-за этого он ненавидит его. Так приходит к Раскольникову еще один сон — снова повторения сцены убийства старухи, бесконечное безрезультатное повторение. Так как старуха не умирала, а хохотала, качаясь всем телом. Будто бы на ее место приходили все новые и новые экземпляры той же породы, одна в одну. Еще до совершения преступления небольшое утешение давал ему «сон с восточным колоритом».
Тем страшнее было его пробуждение в комнате, которая была похожа на гроб, в прожорливом городе, где никто не мог чувствовать себя в безопасности. Все вспоминают, как Разумихин идет защищать от своего страшного города мать и сестру Родиона Романовича. Сны Раскольникова вытекают из его жизни, они становятся символом человеческой судьбы в тогдашней России, и вдобавок не оставляют права потешить себя заявлением о своей невиновности в этой жестокой борьбе за выживание.
С топором под подмышкой идет к своей жертве бывший студент Родион Романович Раскольников. Т. е. Достоевский желал поставить знак тождественности между криминальным преступлением и революцией. Но и криминальным преступлением не назвать то, что сделал герой романа. Сначала скажем о том, что ни разу мы не прочитали ту статью главного героя, которая бы позволила нам до конца понять поступок героя. Ее мы слышим в пересказе разных людей, и об этих пересказах Раскольников говорит, что это не совсем то, что он писал.
Что эти мысли не были оригинальными для того времени, знаем. Идея супермена уже блуждала Европой рядом с призраком коммунизма как его антитеза. Наполеон целую книгу напечатал об этом, между прочим, в России. Что-то такое писал Р. Киплинг, воспевая бремя белого человека… Потом скажем о том, что эта идея — идея Сверхчеловека — всегда была насквозь буржуазной и остается такой до сих пор. Даже детям ее прививают, пропагандируя победы Человека-Паука, или Маски, или Терминатора и тому подобное. Правда, в тогдашней России буржуазная революция в самом деле была бы полезной и демократической. Тем не менее, эта идея никогда не была революционной. Это была мечта о перевороте, о мятеже немногих, быдло должно было ждать помощи от новых хозяев жизни.
Но нужно было истинно знать, есть ли конкретное лицо такое, которое имеет право на разрушение устройства общества. Через то и проводит Раскольников свой эксперимент, который доказывает ему лишь одно: забивая один (на самом деле два) экземпляр быдла, он забил самого себя. Так как быдло неделимое, оно есть масса. Вот что означает мучительный крик Родиона Романовича: «Я не старуху убил, я себя убил!». В самом деле себя — и из-за того, что я едва лишь написал, и из-за того, что он считал себя Отдельным, а оказался Частицей того ненавистного ему течения «твари дрожащей». Был Большим Гордым Сверхчеловеком, а стал плюгавым неудачником, одним из миллионов…
Какое разочарование! Тем не менее, это не изменило взгляда героя: тот факт, что он не Супермен, не доказывает ему, как и многим его последователям, ошибочность избранного пути. Ведь он опирается на жизненные факты, на биографии Великих Личностей прошлого. Они все были преступниками, нарушителями закона, и писали новые законы, в свете которых не были преступниками.
Через то Большой Человек и «право имеет», в то время как стадо тихонечко подчиняется командам нового пастыря. Так считали преемники Раскольникова от эсеров Азефа вплоть до итальянских «Красных бригад». Но так же считали и их неприятели: от фашистов Рафаэля Д’Анунцио до черных полковников и генералов, которые создавали военные хунты. Сделаем выводы. Социальное содержание бунта Раскольникова полностью буржуазное.
Он основан на делении общества на элиту и массу, причем элита является руководителем всех процессов, а масса выполняет замысел элиты, в частности и в инсценировке демократии. Отсюда и изменение ориентиров. Философия общества является в романе скорее философией одиночки, так как отбрасывает коллективизм как таковой. Короче говоря, это бунт одичавшего мелкого буржуа, которого обошли во время распределения «пирога». Лично я в перевоспитание убийцы-экспериментатора не верю. Тот, кто переступил, никогда не возвратится к людям.
Он поэтому и избирает Соню Мармеладову, что она тоже переступила и тоже ради того, чтобы кому-то хотя на миг улучшить жизнь. Они близки, хотя сначала убийцу старался отделить себя от блудницы. И если в обществе появились проститутки, то нужно ждать появления и убийц, и предателей.
Символика снов Раскольникова