Символика снов в романе Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание»
Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, — описание сновидения, вещего сна — весьма распространенный литературный прием.
Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой. Вот почему из сна мы можем узнать о переживаниях героя, его воспоминаниях о прошлом, или о том, что может ждать героя в будущем. Одни из примеров вещих снов в литературе является сон Татьяны в романе «Евгений Онегин», из которого мы узнаем финал романа. Всего в романе Родиону Раскольникову снится четыре сна. По сути, некоторые его сны это игра воображения — набор неясных образов, а другие очень яркие и четкие.
У Раскольникова в сознании стирается грань между поступками и действиями — наступает бред. Сны Раскольникова это его диалог с совестью. Я считаю, что первый и последний сон очень хорошо показывают внутреннее состояние главного героя до и после совершения убийства. Первый сон — это отрывок из детства. Родиону всего семь лет.
Он ходит с отцом в церковь два раза в год. Дорога проходит мимо кабака, олицетворяющего грязь, пьянство и разврат. Проходя мимо кабака Раскольников увидел, как несколько пьяных мужиков бьют «старую клячу» . В итоге, лошадь убивают и все кроме Родиона и старичка, стоящего в толпе, не пытаются остановить пьяных мужиков.
В этом сне Раскольников видит несправедливость мира. Несправедливое насилие над животным укрепляет его убеждение в правильности его теории. Раскольников понимает, что мир жесток. Ставя непосильную задачу перед лошадью, ее убили за невыполнение приказа. Как Миколка убивает свою лошадь , так и Раскольников убивает старуху безжалостно .
Второй сон Раскольников видит после убийства старухи и ее сестры. Мне кажется, что это больше не сон, а игра воображения, хотя в ней тоже можно увидеть символику произведения. Главному герою снится, что Илья Петрович бьет хозяйку. . Для Раскольникова это шок.
Он и подумать не мог, что люди могут быть такими жестокими . Наверно Раскольников подсознательно пытается оправдать свой поступок, думая, что не он один такой жестокий. В третьем сне Раскольникова заманивают в квартиру старухи. Он находит ее, сидящей на стуле, и пытается убить заново, но она только «заливается смехом» в ответ на попытки убить ее . Получается нелепая ситуация: Раскольникова мучает совесть, а он снова пытается убить старуху, но у него ничего не получается.
Потом появляются люди, которые начинают смеяться над Раскольниковым. Фактически они смеются над теорией Раскольникова. Она потерпела крах.
Все тайное когда-то становится явным, и поступок главного героя не исключение. Раскольников начинает осознавать, что убийство старухи и сестры не сделало его Наполеоном. Четвертый сон снится Раскольникову в эпилоге романа. Он лежит в больнице.
Идет Страстная неделя. Мне кажется, что этот сон показывает, что Раскольников понял провал своей теории. Достоевский во сне изобразил мир, в котором каждый стал «Раскольниковым». Всех охватила уверенность в своей правоте — правильности своей теории . Наш мир стал жить по законам теории Раскольникова, все начали считать себя «Наполеонами» .
Раскольников, видя все это, осознает провал своей теории. После этого сна, он начинает новую жизнь. Он беспокоился о Соне, которая лежала в больнице, стал замечать все то, что его окружало .
Многие писатели использовали описания снов в качестве художественного приема. Достоевскому удалось очень тонко и точно описать внутреннее психологическое состояние героя с помощью его снов. Первый сон был толчком Раскольникова от обдумывания теории к действию — убийству старухи. Второй сон является проявлением его совести, которая нашла оправдание поступку Раскольникова.
А вот третий сон показывает Раскольникову, что его уже раскрыли . Четвертый сон это последний аргумент в «развенчивании» теории Раскольникова. Автор блестяще использовал в романе художественный прием — сны.
Символика снов в романе Ф. М. Достоевского » Преступление и наказание»