Синтаксические средства художественной изобразительности
При работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с терминами, значение которых он представляет себе смутно. Особенно это касается синтаксических понятий. Не привычных по учебникам русского языка подлежащих-сказуемых и обособленных определений, а понятий, связанных с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса. Преподаватель русского языка и литературы из Омска Елена Владимировна БУЗИНА с успехом использует в своей практике обобщающие таблицы, которые позволяют ее ученикам перед экзаменом комплексно повторить необходимые термины.
Одну из таких таблиц — как раз по синтаксису — представляем сегодня вашему вниманию.
Он обладает свободой, не существующей в других языках: от перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегосяв западноевропейских языках от жесткости синтаксиса, отсутствие артиклей, — все это предоставляет писателю безграничные возможности, перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина.
В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несет и эстетическую функцию, участвуя вместе с другими приемами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.
Отличительной чертой русского синтаксиса, по мнению известных исследователей языка, является свобода передвижения слов внутри предложения. Таким образом, свободный Порядок слов придает русскому синтаксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых авторам удается передать тончайшие смысловые различия ( Голуб И. Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.
С. 153).
Это обстоятельство порождает многие изобразительные приемы, которыми пользуются мастера русского слова, а также формирует особые свойства русского синтаксиса.
В самом деле, синтаксис — это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению С. И. Львовой, «…языковый уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице — в предложении» ( Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996.
С. 385).
Основные синтаксические средства
Синтаксические средства художественной изобразительности