Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»
«Старуха Изергиль» — одна из ранних работ пера Максима Горького, где уже в полной мере воплотился талант автора с его многообразием использования ярких, даже индивидуальных художественно-выразительных средств. Красочные, цепкие и чуткие сравнения, в которых автор представляется тонким наблюдателем, человеком с подвижной и богатой образной фантазие, перерастают во всю сложность и силу системы образов этого произведения и глубокую символичность. Во всем океане образности этого рассказа главными героями являются сама Старуха Изергиль, Ларра — вольный сын девы и гордого орла, и Данко — герой, «сгорающий сам, светя другим». Три героя — три главы, части, на которые поделен рассказ. Первая глава — легенда о Ларре, которую ведает старуха.
Ее собственная судьба описана во второй части, где автор рисует нам портрет ее «черных глаз», тусклых, «изогнутого, совиного носа» , изрезанным морщинами лица, иссушенной кожи, «впалых щек». Перед нами безжизненное существо, она подобно «тени», которая есть, но нереальна по своей сути .Вообще, стоит отметить с самого начала, тень, как кольцевой образ, проходящий тучами и братьями тенями над героями и полями, по всем трем главам. И образ старухи из трех — главный.
Ее описания — образ человека, прожившего долгую и непростую жизнь. Именно старая и опытная — собеседница рассказчика — слушателя. Она хранительница таких же старых притчей, сказок и легенд, где их герои находят воплощение и в ней самой, но она не подозревает этого. Ларра — еще одна, ключевая, тень. он — раннее, из-за своей непоколебимой гордыни, жажды самовольности и безграничности действий и права, обречен на вечную свободу и скитания, мучительное бессмертие в глухом одиночестве, уже не таком гордом, как его стремления, сын девы и вольной птицы.
Его наказание за безмерную гордыню — бессмертное существование, он за все годы превратился в тень, не отстающую ни на мгновение, неуловимую и призрачную. Данко — герой, который оставил уже не «тень» , а искры, свет, как воспоминание о себе и настоящем подвиге. Он — образ самопожертвования, противопоставление и старухе, и Ларре.
Он-образ гуманизма, человечности и настоящей личности. Старуха Изергиль не видит свои сходства с Ларрой. И, хотя она считает, что ставила свою «тень» в этой жизни былой любовью и перенесенной в ее уста мудростью, ее существование такое же бессмысленное, как существование Ларры. Они — две тени. Она в глубине надеется найти собственное сходство с Данко, но ее прошлое говорит лишь о схожей с Ларрой гордыней и жаждой вольности.
Их яркий антипод — горящий Данко, его сердце горит, сердце же и глаза старухи, не смотря на пережитые чувства и любовь, воспоминания, тусклы. Она думает, что целиком отдала любви, как и Данко людям, свое сердце. Она ошибается, от Данко эта сказочница крайне далека. Как и Ларра, живой она остается одна среди своей пережитой любви.
По-настоящему она никогда не была способна любить, была вольна и по сути одинока, а сейчас и просто едва реальна. Данко — это не «тень», это луч света, искры и вечная светлая память избранному герою. Огромную роль и значение играет эта следующая деталь, параллель, которая снова и снова подтверждает родственность главного образа героини с Ларрой и их отчужденности от Данко : старуха Изергиль первая указывает на тень Ларры, она видит ее, показывает собеседнику, но он не замечает и, даже стараясь, так и не увидит этой тени Ларры, искры же Данко первым подмечает повествователь, видит их свечение, указывает на них, но в ответ старуха говорит, что уже слепа и ей не по силу их видеть, она так и не созерцает их света. ! Старуха далека и от настоящего подвига, символом которого является опять же Данко. Ее жертва ради шляхтича, когда рискуя собой, она ползла к пленным через часового, чтобы увидеть «возлюбленного» — не есть подвиг.
Этот поступок она совершила не по настоящей любви, не по широте своей души и благодетели, она погубила по сути невинную личность и своим поступком не изменила положения. Этим поступком она лишь снова показала свою вольность и могущество. Три убийства — еще три опоясавших рассказ символа. Ларра убивает невинную женщину ради собственной гордыни, Изергиль ради «любимого» , а Данко убивает себя, ради других, и его сердце топчут… Подводя итог в нашей образной и символической линии, еще раз скажем о том, что Ларра и Изергиль — образы свободы, но ими они никогда не были, так как в них мало или вообще нет человечности и сердечности, что может сделать их сердца и души действительно свободными.
Что нельзя сказать о Данко, который умер свободным, искрой надежды в человеческих душах и продолжил свой горящий путь в их свободных сердцах. И лишь одним отличием старухи Изергиль от Ларры является то, что она не бессмертна и может дать хотя бы толику другим окружающим людям… Мы в полной широте рассмотрели всю многогранную, отточенную и глубокую по замыслу образность, заключенную в главной живой героине — старухе Изергиль, воплотившую в себя черты героев легенд Ларры и Данко.
Я считаю, что в этом рассказе как нельзя глубже и ярче раскрывается талант писателя, как словесного портретиста, пейзажиста и тончайшего психолога.
Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»