Сказкотерапия
Сказкотерапия
Значение сказки в воспитании детей тяжело переоценить. Сказка не только источник народной мудрости, но и неиссякаемый источник развития эмоциональной сферы творческих способностей ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт ребенка, показывает способы разрешения моральных ситуаций; и к тому же в ней всегда побеждает добро.
Народная педагогика, отраженная в сказках, заложила образцы русской речи.
Авторская сказка продолжает традиции народной и также незаменима в развитии ребенка.
Рассмотрим значение сказки:
— образец русской речи;
— воспитатель чувств;
— развитие речи;
— самосознание.
Сказка в жизнедеятельности ребенка:
— сфера «Природа» — экологическое воспитание, речевое развитие;
— сфера «Культура» — ознакомление с народными традициями, обычаями, речевое развитие;
— сфера «Люди» — правовое воспитание, другие люди;
— сфера «Я сам» — чувства , здоровый образ жизни; гендерное воспитание и т. д.
Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому началу каждого ребенка. Сказок великое множество, но все сказки в гендерном отношении можно разделить на 3 группы:
— мужские ;
— Женские ;
— Смешанные .
Сказки формируют в будущих мужчинах такие черты, как умение противостоять трудностям, мужество, отвагу, бесстрашие. Например: «Три поросенка» и «Колобок» — адекватное восприятие реальности, представление о враге и безопасности, желание победить врага.
Слагаемые успеха: крепкое убежище, объединение сил, использование собственного преимущества и слабых сторон противника, удача.
«Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко» — способность создания комфортной сферы, желание найти достойного партнера, т. е. выбрать лучшее.
Смешанные — взаимовлиянии мужественности и женственности, их гармонии.
В экологическом воспитании сказка относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней «невозможное возможно; в ней происходят нереальные события, невозможные превращения.
В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая смена закономерных явлений, событий.
Природа — структура, в которой все взаимосвязано, все определяется причинно-следственными связями. Животные, герои сказок, часто ведут себя как люди . Формирование у детей реалистических представлений о природе только через сказку невозможно.
Именно поэтому в экологическом воспитании ведущим методом является наблюдение, эксперимент, практика. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией, театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции детей. Поэтому хорошо подобранная сказка станет хорошим дополнением к наблюдениям за живыми объектами в природе, экологическое содержание сказок всегда реально, а фантастические образы и события делают сказку увлекательной и интересной.
Например: сказки «12 месяцев» С. Маршака; «Под кустом» Н. Павловой; Б. Заходера «Серая звездочка», «Про всех на свете» и другие. «Репка», «Курочка Ряба» — решение экологических задач.
Речевое развитие:
— композиционное построение сказки ;
— изобразительно-выразительные средства текста, особенности интонации ;
— особенности рассказывания сказки: плавно, неторопливо, много повторов;
— Анализ сказки;
— самый веселый, грустный эпизод;
— эмоциональное состояние героев;
— личное отношение;
— важность каждого слова;
;
— смысловое значение слов;
— пословицы и поговорки ;
— разрешение проблемных ситуаций;
— обращение к личному опыту;
— вопросы к сказке продумать;
— драматизация, инсценизация и т. п.
Для развивающей деятельности дидактические игры:
«Да — нет» Характеристика героев. Мальчик — с пальчик:
Маленький, скромный, трудолюбивый. Да или нет?
Красный зеленый
Характеристика поступков действий.
Лиса съела колобка? .
Хорошо сделала лиса? Почему?
«Доскажи словечко» — досказать фразу из сказки: Шла лисичка по дорожке и нашла… ; пословицу.
«Вспомни имя» — Василиса… ; Поросята .
«Как в сказке говорится» — по картинкам подобрать эпитет .
«Ответь на вопрос» — пословицей или поговоркой.
Без чего не вытащить рыбку из пруда?
В какие сани не следует садиться? И т. д.
Работа над сказкой должна заключаться не только в чтении и формальном ответе на вопросы, а в проживании смысла сказки, ее обыгрывании; это и продолжение сказки, замена концовки, замена ситуаций, замена проблемы или версийность ее, замена характера персонажей сказок, составление сказки с другими персонажами, составление сказки.
Сказкотерапия