Слово о поэте. В глубинах гармонии души Л. Костенко
Лина Костенко не только честный, но и бесстрашный, интересно и напряженно мыслящий художник, который всегда идет вглубь чувств своих героев. Такое спокойное бесстрашие, трезвая логика присущи людям, которые имеют твердую почву под ногами, знают свое место в жизни! Есть поэты — законодатели литературных мод, которые становятся своеобразными катализаторами для всех. Есть поэты — суровые ревнители национальных традиций, есть поэты — духовные лидеры для всей культуры.
Мало кому удалось соединить в себе эти черты. Лина Костенко — эталон такого, абсолютно уникального объединения.
В состав «шестидесятников» входили люди, объединенные исключительно гражданским самосознанием в период так называемого «создания государства» и «развития государства». Лина Костенко открыла идейно-стилистические направления. Именно ее поэзия родила и сформулировала творчество И. Драча, М. Винграновского и других представителей талантливого поколения. Но в противоположность «шестидесятникам» Лина Костенко не прельщалась самодостаточностью художественных экспериментов.
Имея с ними много общего в поэтической палитре, она получала поэтом стилистической прозрачной мысли и классически взвешенной формы, смело выкрикивая: «Женщины родили, как Роден».
У Лины Костенко история — это женщина, измученная, истязаемая, пренебреженная, но не растоптанная, так как она не потеряла духа своего, гордости, достоинства человека. Недаром поэтесса отождествляла историческое прошлое Украине с фигурой женщины — хранительницы. Как свидетельствуют источники, в казацкие времена украинские женщины-шляхтянки были равноправны с мужчинами, ощущали себя независимыми личностями. Женщина была членом церковных братств, служила в войске, свободно выбирала мужа, самая распоряжалась своим имуществом, разрывала брак.
Особым преступлением считалась измена любви. Народ считал, если человек непорядочный в личной жизни, то он никогда не сможет прислужиться своей земле-отчизне: «Как кто-то способен предать близкого человека — предаст и родину».
Девушкой из легенды — украинской Сафо — называют Марусю Чурай, автора многих народных песен — «Ой не ходи, Григорию…», «Замир витали козаченьки», «В конце плотины шумят вербы» и т. п.. По словам, народная поэтесса и певица родилась в Полтаве в 1625 году. ее отец, Гордой Чурай, участвовал в казацком восстании против шляхетской Польши , которого казнили в Варшаве в 1638 году. Осталась вдова Аграфена с дочуркой Марусей, которая писала стихи.
Образ Маруси Чурай ожил во многих литературных произведениях, в частности в повести О. Кобылянской «В воскресенье рано зелья копала».
Семидесятые года для Украины — не просто застой и стагнация, а разгром, духовная разруха. Всякое живое слово, которое не вкладывалось в тесные рамки узколобого мышления примитивных критиков и сомнительных ценностей духовных богатств народа, безжалостно растаптывалось. На Лину Костенко упало наказание, которое могло произойти разве что во времена средневековой инквизиции.
Шестнадцать лет власть притворялась, что такого поэта просто не существует. Книгу поэзий «Звездный интеграл» , истерзанную, но все-таки набранную, было приказано расформировать. Такая же судьба постигла и сборник «Княжеская гора» .
Только изредка в газетах и журналах появлялись небольшие подборки стихов Л. Костенко.
В последние годы застоя чиновники вынуждены были дать разрешение опубликовать новые произведения Л. Костенко: сборник поэзий «Над берегами вечной реки» , исторический роман в стихах «Маруся Чурай» , книгу поэзий «Неповторимость» . За эти две последних публикации поэтесса была удостоена высокого звания лауреата Шевченковской премии.
Слово о поэте. В глубинах гармонии души Л. Костенко