Слово в жизни человека. Начало словесного искусства: фольклор и летописи
Цель: закрепить изученное раньше об устном народном творчестве; дать ученикам понятия о значении терминов «образное слово», «фольклор»; донести до сознания учеников роль художественного слова в жизни человека, специфику художественного образа; ознакомить их с разными видами искусства; научить детей любить книгу, привить им навыки «культурного чтения».
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Учебник, украинские народные сказки, иллюстрации к сказкам, плакаты «Книга — источник знаний», «Литература — вид искусства».
Ход урока.
I. Организация класса.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Изложение нового материала.
Книга — казна человеческих знаний, неоценимое духовное богатство каждого народа. Без книг нельзя стать просвещенным, культурным человеком.
Среди огромного количества разнообразных книжек значительное место занимают произведения художественной литературы.
Литература — это искусство слова, она в художественной форме отображает жизнь народа средствами языка. Главным предметом изображения в литературе выступает человек.
Писатель, изображая людей, заставляет читателя задуматься над жизнью, побуждает воспитывать себя, подражать героям, которые полюбились.
Специфика искусства заключается в том, что оно изображает жизнь в образах. Образ человека (персонаж) — это художественное конкретно-чувствительное изображение человеческого лица. Автор может изображать образ предмета, явления, природы. В основе художественного образа лежит действительность. Художественный образ — персонаж, человек.
Художественные образы — это словесное воспроизведение разных событий, предметов, воображаемых писателем.
Бывая в поле летом, вы, наверное, видели жаворонка, слышали его пение. Жаворонок — птичка.
Когда же Малышко пишет: «Седой жаворонок поет серебряные звоны в небах»,- это уже художественный образ. В литературных произведениях все зарисовывается с помощью словесных художественных образов.
Все виды искусства отображают жизнь в художественных образах по-разному. Виды искусства есть такие:
Декоративно-прикладное (обрамление предметов). Архитектура. Живопись. Графика. Скульптура. Музыка (звуками). Хореография (искусство танца). Театр и кино (используют элементы всех видов). Художественная литература (с помощью слова). Лишь художественная литература является одним из видов искусства, которое образно воссоздает жизнь с помощью слова, языка. Литературные образы создаются с помощью языка.
IV. Беседа с вопросами.
1. В каких сказках действующими лицами есть: Маруся, отец, господин? (Рассматриваем иллюстрации).
Кот, Пес («Кот и Пес»). Лисичка, Журавль («Лисичка и Журавль»). Лебедь, Рак, Щука («Лебедь, щука и рак»).
2. Кто автор этих сказок? (Народ).
Учитель. В сказке «Мудрая девушка» показано, как народ прославляет мудрость, сообразительность и ум крестьянской девушки. Мы с симпатией и любовью относимся к ней, а к господину — с ненавистью, отвращением.
Кто из вас читал раньше сказку «Крашенная лиса»? Кто автор этой сказки? (И. Франко) (Рассматриваются иллюстрации). А кто автор сказки «Котигорошко»? (А. И. Шиян).
Учитель. В ближайшее время мы с вами будем знакомиться со сказками. Они вам помогут познать добро и зло.
Из далеких времен прошлого дошли к нам и первые рукописные книги-летописи. Это самый удачный вид летописной прозы, которая представляет собой расположенные в хронологическом порядке коротенькие заметки и подробные рассказы об исторических событиях. Авторы летописей — летописцы — рассказывали о тех исторических фактах, свидетелями или участниками которых они были сами или о которых узнали из других источников, в частности из устных народных пересказов. Начало летописания приходится приблизительно на X ст. Известная древнейшая летопись — «Повесть временных лет». Его первоначальный оригинал, как считают ученые, созданный словесником киевским Нестором Летописцем, не сохранился. Остались лишь его более поздние списки, переписанные и отредактированные — известный Лаврентиевький список (1377) и Ипатьевский список.
Сокровища устного народного творчества, выдающиеся произведения художественной литературы занимают важное место в формировании нового всесторонне развитого человека с передовым мировоззрением. Дети! Книга, которая попадет в ваши руки, обогатит вас знаниями о людях и обо всей окружающей жизни, будет развивать у вас интерес к жизненным явлениям, будет прививать вам хорошие моральные чувства, станет средством воспитания.
Перед книжкой веками склоняло в уважении главу человечество, считало ее святыней.
Я уверена, что ни один из вас не забудет том миге, когда впервые остался наедине с книжкой, учился с ней разговаривать, открывать каждую ее страницу, как широкие двери, в удивительные и необозримые миры.
А разве есть среди нас такие, которые бы не были признательными и обязанными книге за то, что она ежедневно дает нашему уму, нашему сердцу неоценимую духовную силу и эстетичное наслаждение, без чего мы просто не были бы теми, кем есть.
Учитель. Дети! Возьмите у руки учебник. Прислоните его к себе. Вы ощущаете, как из него излучается тепло?
Это к вам говорят герои литературных произведений. Хочется, чтобы вы, дети, проникались гордостью за родной язык, и чтобы для каждого из вас была праздником души и миг, когда на ваших устах затрепещет образное слово.
V. Работа с учебником.
Дети читают вступительную статью из учебника вслух. Дети записывают в тетради определения:
А) Художественный образ — это словесное воспроизведение разных событий, людей, явлений, предметов, воображаемых писателем.
Б) ЛИтература — это вид искусства, которое в художественной форме отображает жизнь народа.
VI. Беседа с вопросами.
Что такое фольклор? Какие виды искусства изучают в школе? Какие вы знаете виды устного народного творчества? Как создаются народные песни? Какие произведения принадлежат к художественной литературе?
VII. Итог урока.
VIII. Домашняя задача.
Выучить правила, записанные в тетради, наизусть. Пересказывать прочитанное.
Слово в жизни человека. Начало словесного искусства: фольклор и летописи