Сложные проблемы бытия человека в обществе в романе «Собор»
Олесь Гончар — сложная фигура в нашей литературе. Он не боялся отзываться на самые противоречивые проблемы, которые ставило время, потому его произведения оставляют неоднозначное впечатление. Сложные проблемы бытия человека в обществе нашли свое воплощение в романе «Собор», судьба которого сложилась непросто. Определенно публицистический роман заострял поставленные проблемы, потому автор испытал гонения за свое произведение.
Роман был написан в 1963-1967 годах. После выхода в свет его сразу же раскритиковали, потому что нарушена автором проблематика — лелеяние духовности, экологический вопрос, осуждение карьеризма — не могли быть по нраву многим функционерам, наделенным властью. В романе вслух было сказано об исчислении общественного неблагополучия — и в этом его большое общественное значение. Теперь, когда есть возможность высказаться — это право каждого, актуальность проблематики все же остается важной.
Новые общественные реалии не мешают видеть то ценнее всего, что содержит произведение: общечеловеческий призыв к лелеянию собирания собственных душ. А именно это едва ли не актуальнее всего в наше прагматичное время, когда культ материального начинает вырастать до всепоглощающих размерам. Во все времена люди по-разному относились к жизни, духовным ценностям и материальным выгодам, шли неодинаковыми путями к своей цели. Но неизменно всем этим людям нужна была вера, какие бы формы не приобретал ее символ. Без веры человек теряет ту жизненную опору, которая дает силы и делает ее существование осмысленным. Это мнение Гончара постоянно звучит из страниц романа. Не могла критика того времени не среагировать на эту крамольную идею произведения. Тем более, что собор фигурировал в произведении и как реальное культовое сооружение. Таким образом, и буквальность, и символическая прочтения этого образа, были не по вкусу идеологической цензуре. Нужно сказать, что отношение к собору в романе О. Гончара является той лакмусовой бумажкой, которой автор проверяет героев произведения на справедливость и на духовное величие. Не случайно Гончар проводит историческую параллель: махновцы врываются в собор и встречают на страже знаменитого Яворницкого.
Здесь были исконные Строитель и Разрушитель. Один бережет вечную родительскую славу и красоту, предками оставленную для будущих поколений; второму не дают покой лавры Герострата: уничтожить созданное кем-то и этим увековечил свое имя. Времена меняются, а сущность борьбы остается та же. Выдвиженец Зачиплянки Володька Лебеда совсем безразличен к собору. Снести его и на этом месте построить крытый рынок — такой подход к замечательной исторической памяти как можно лучше иллюстрирует мизерность Володькиной натуры. Интересы собственной карьери для Лебеды прежде всего. И читателю не придется удивляться, что такой человек, который ничем не пренебрегает для удовлетворения собственных потребностей, отдал отца в дом престарелых, чтобы избавиться от лишних хлопот. Стоит сознательно переступить моральный закон лишь один раз, чтобы подобные поступки вошли в привычку. И, по-видимому, плохая судьба ожидала бы древний казацкий собор, если бы не чувствительные к красоте зачиплянцы, что встали на оборону этого шедевра исторической архитектуры. Но дело не только в удивительной архитектуре.
Шла речь об уважении к памяти тех, чьим трудом и верой возведен был собор. Иван, Вера, Николай Баглаи, слепой Костя, танкист в прошлом, Елька, Изот Лебеда, отец Володьки и еще много тружеников, обитателей Зачиплянки, решительно защищают собор. Все они не лишены каких-то человеческих изъянов, потому что не бывает людей идеальных. Однако всех соединяет и душевное величие, которое подносит человека над серостью будней и каким-то неизвестным чувством позволяет распознать, что в этом мире тленное, а что — вечное.
Всех этих защитников собора объединяет выраженное автором мнение: еще неизвестно, какие соборы оставим по себе мы, поэтому никто не давал право уничтожать то, что оставили нам в наследство. В высокое небо стремительно вздымаются купола величественного храма. Они несут свое сияние над дымами металлургического завода, который расположился поблизости Зачиплянки. Контрастируя своей чистотой с этими позорными рукотворными тучами — досадным следствием человеческой деятельности — собор стоит живым напоминанием о том, что каждому человеку належит оставить свой хороший след на земле. Горько думать, что таким следом может оказаться отравление и уничтожение прадедовского края. Значительно лучше, если бы о величии человеческого рода, о силе и красоте его духа свидетельствовали Соборы, нетленные храмы, которые давали бы воодушевление и лелеяли бы гордость за предков у грядущих поколений.
Сложные проблемы бытия человека в обществе в романе «Собор»