Слуги «золота» (на примере образа Гобсека)
Антиквар и ростовщик Гобсек превратилися в слугу своих сокровищ, в людей, похожих на автоматы: автоматическая повторяемость их мыслей и действий подчеркивается автором. Если же они, как старый барон Нусинжен, вдруг оказываются одержимыми желаниями, не связанными с накоплением денег (увлечение куртизанкой Эстер — роман «Роскошь и бедность куртизанок»), то становятся образами одновременно зловещими и комическими, поскольку выходят из присущей им социальной роли. Этюды обычаев. Над повестью «Гобсек» Бальзак работал в 1830 г. Центральная фигура повести — ростовщик Гобсек, его фамилия в переводе с голландского означает «мироед», что целиком отвечает жизненной функции персонажа. Бальзак обыграет внутреннюю форму фамилии — его герой действительно, как удав, душит свои жертвы ужасными процентами и съедает их и их состояния.
Согласно своему принципу изображать «мужчин, женщин и вещи», писатель дает детальный портрет-характеристику героя, используя реалии внешнего мира, сравнивая с вещами, из-за которых раскрывается авторское осмысление фактов. Бальзак пишет, что лицо Гобсека он назвал бы «лунным ликом, настолько его желтоватая бледность похожа на цвет серебра, на котором облупилась позолота»: в его внешности отмечены цвета денег — золота и серебра. Отсутствие чуткости ростовщика отображена в его застывших чертах, которые казались отлитыми из бронзы. Глаза Гобсека, «желтые, как у куницы, были почти без ресниц и боялись света».
Его острый нос был похож на свело — герой с его помощью раскрывал все, скрытое от других, секреты. «Возраст его был тайной», — отмечал Дервиль, который его знал. Этот человек без возраста и пола напоминал автомат. Дервиль сравнивает его с векселем. Зловещая внешность Гобсека повторяется в его предметном окружении: он живет в «пасмурном, влажном доме… Дом и его жители прилипли друг к другу, как скала и прилепленная к ней устрица». В его конторе по обыкновению висит такая «мертвая тишина, будто в кухне, когда там режут утку: сумасшедшее негодование и сопротивление жертв «мироеда» изменяется на наполненную безнадегой покорность».
Гобсек живет по принципу, сформулированному антикваром из «Шагреневой кожи»: он находится на ступеньке «знать»: все человеческие страсти… проходят передо мной, — говорит он Дервилю, — и я устраиваю им обзор, а сам живу спокойно. Т. е. вашу научную любознательность… я заменяю изучением всех сокровенных пружин, которые двигают человечеством. Одним словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной никакой власти». В своем исследовании Гобсек исходил из того, что все определяется деньгами: «Из всех земных благ следует добиваться только… золота. В золоте сосредоточены все силы человечества». В мире он видит постоянную борьбу богатых и бедных и предпочитает «сам требовать, чем позволять, чтобы требовали с тебя». Бальзак показывает, что ростовщики, будто пауки, оплетают своей паутиной все общество, но писатель не упускает из внимания и то, что и это общество не лучше ростовщиков.
Кто попадает в паутину Гобсека? Это, прежде всего, Максим де Трай — великосветский прохиндей. Среди жертв Гобсека — графиня де Ресто, обманутая де Траем, но которая, в свою очередь, разорив и бросив на произвол судьбы своего отца, одурачивает мужчин. Хищники и жертвы меняются местами. Зловещий характер Гобсека автор подчеркивает коротким экскурсом в его прошлое, где лишь отдельными штрихами указывается путь героя к богатству: связи с корсарами, поиски золота дикарей на окраинах Буэнос-Айреса, смертельные опасности, разбитые надежды, растоптанные чувства. Почти романтическая тайна, которая скрывает происхождение его богатства, связана с преступлениями. Тем не менее, в настоящем он лишен романтики — это типизация реальных явлений действительности, выявление причинно-следственных связей современного мира. Для Бальзака важно, что его герой не только частное лицо, он — столб современной государственности, а в его помощи нуждается в правительство.
И вместе с тем автор видит, что это гнилой столб. Об этом свидетельствует картина смерти ростовщика, когда остаются никому не нужными все нагроможденные им богатства, когда в его чуланах гниют разнообразнейшие съедобные припасы. Боясь продешевить, он обрекал свои богатства на тлен. Перед нами возникает впечатляющая картина разрушения личности под влиянием денег, когда даже сама денежная стоимость вещей теряет любой смысл.
Чтобы расширить сферу наблюдений, автор обращается к своеобразной композиции: «Гобсек» — это рассказ в рассказе. «Рамкой» для истории ростовщика станет разговор в салоне де Гранлье о женихе Камиллы де Гранлье — старшем сыне графа де Ресто, который вызывает недоверие, поскольку его мать опозорила себя. Но вопрос о нравственности становится лишним, когда у человека с сомнительной репутацией оказываются большие деньги. Таким образом, Бальзак заставляет читателя понять, что нет отличий в представлении о законах жизни и морали буржуазии и дворянства — ростовщик Гобсек и не уважающие его аристократы де Гранлье смотрят на вещи одинаково. Гобсек, у которого все подчинено одной страсти — накоплению, принадлежит к числу бальзаковских мономанов.
Тем не менее, это не романтический герой, который живет одной страстью: характер героя крепко связан с обстоятельствами, он лишь с большей мерой концентрации выражает типичное явление времени. Гобсек — это тот случай, в котором раскрываются закономерности общественной жизни. Сразу же после «Гобсека» были написаны «Полковник Шабер» и «Евгения Гранд» . В первой повести Бальзак изображает страшное беззаконие, которое вошло в норму: героя наполеоновских битв, тяжело раненого в одном из боев, приняли за мертвого. Признать его живым (он потерял документы) оказалось невыгодным: как нищего без рода и племени его отдали в приют для бедных. Изображая отношение к Шаберу, Бальзак развенчивает бездушие и рассудительность общества. Роман «Евгения Гранд» входит в «Сцены провинциальной жизни». Его центральная тема — пути обогащения и гибель личности под влиянием обстоятельств.
Первый путь раскрывается на примерах из жизни отца Гранд, никчемного скряги и безжалостного корыстолюбца. Путь отца Гранд и его племянника Шарля — варианты пути Гобсека. Трагический образ Евгении раскрывает эволюцию личности под влиянием обстоятельств.
Добрая, покорная, способная всем пожертвовать ради любимого, она не понимает и не принимает роли денег и становится благодаря воспитанию отца и участия в его делах его подобием. Бальзак пишет о ее преобразовании: «Через три года он (отец Гранд) настолько хорошо приучил ее ко всем разновидностям скряжничества, настолько крепко привил ей свои привычки, что без опасения доверял дочери ключи от амбаров и сделал ее хозяйкой дома». Ее месть неверному возлюбленному была достойной настоящего буржуа: она оплатила два миллиона долгов его отца, показав ему тем самым, что он проиграл, отказавшись вступить в брак с ней.
Слуги «золота» (на примере образа Гобсека)