Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова «Хамелеон»
Русский писатель, в творческом заделе которого есть рассказы, повести, водевили, драмы. Чехов считается непревзойденным мастером «малого жанра». В период увлечения читателей большими романами он пишет краткие, яркие, колоритные произведения на бытовые темы. Источником сюжетов были анекдотические случаи, странные ситуации и серая будничность. В то же время Чехов создает абсолютно новый тип прозы и драмы — здесь и философия, и аналитика, здесь деталь, преисполненная насыщенной мысленным взором и чувством. Чехов — мастер подтекста.
В юности он написал первые юмористические произведения «Письмо к ученому соседу», водевиль «О чем пела курица» (1880). Раздумья над русской действительностью видим в «Палате № 6» (1892), «Человек в футляре» (1898). Чехов-драматург создал пьесы известные всему миру: «Чайка» (1896), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). За глубиной осмысления жизненных явлений Чехов стоит в одном ряду с такими известными прозаиками, как Ф. М. Достоевский, Л. М. Толстой. Смешное начинается в этом рассказе так: летом, в большую жару, полицейский надзиратель Очумелов шагает городом, базаром, в шинели, за ним — городовой с решетом конфискованного крыжовника. Оживление наступает с появлением еще одного действующего лица — появляется мастер Хрюкин в ситцевой накрахмаленной рубашке и расстегнутой жилетке. Так одежда сразу «говорит» о своих хозяевах: шинели одеты в жару, дешевая рубашка из ситца, но накрахмаленная, чтобы «показать» себя.
Его кусает собака, и Хрюкин радуется возможности получить от неизвестного собственника компенсацию. Особый юмористический эффект создает противоречие: то Хрюкин утверждает, что «ныне все равны», то сразу, не переводя дыхания, с угрозой сообщает: «У меня у самого брат в жандармах». То, что происходит на площади, является испытанием для Очумелова: надо принять решение относительно собаки, которая перекусала Хрюкина. И все зависит от того, чья это собака. От этого изменяется его разговор и даже самочувствие: ему то холодно, то жарко, то он одевает, то снимает свою шинель, Очумелов возникает перед нами как какой-либо монумент, а его шинель — как мантия у царя, которую придворные то снимают, то надевают. Это он грозно кричит на собачку, которая вызывает у нас жалость. Но ситуация изменяется, когда становится известно, что хозяин собачки — генерал. Узнав об этом, Очумелов на глазах всех присутствующих будто становится низшим, а лицо его.»заливается улыбкой нежности». Нам и смешно, и страшно — так как Очумелов ощущает себя победителем, ему удалось выкрутиться. Да и толпа смеется над Хрюкиным, хамелеоном. Это символ целой эпохи, обозначенной чертами предательства, вранья, двоедушия. И хамелеонами в этом рассказе оказываются все персонажи.
Смешное и страшное в рассказе Антона Чехова «Хамелеон»